Регион доверия

Дмитрий Мезенцев рассказал о перспективах Приангарья

У журналистов Прибайкалья накопилось немало вопросов к губернатору Дмитрию Мезенцеву.

Позади юбилей Иркутска, участие главы региона в начальном этапе кампании по выборам президента страны, а впереди – большая повседневная работа, направленная на улучшение качества жизни людей. На пресс-конференции 27 января губернатор подробно рассказал об актуальных событиях политической жизни и планах по развитию Иркутской области.

Если говорить о фундаменте, на котором нужно развиваться, то мы должны стать регионом доверия и ухода от двойных стандартов – чтобы не было разрыва между тем, как мы живем, и тем, что говорится с трибун.

О президентской кампании

– Мне, как кандидату, выдвинутому активом ВСЖД на высший государственный пост, решением Центризбиркома было отказано в регистрации. Оспаривать решение ЦИК я не буду. Оно справедливо по форме, но по сути, думаю, нет. Люди, которые поставили свои подписи в поддержку того или иного кандидата, имеют право на выражение своего мнения. Также отмечу, что сбор двух миллионов подписей за столь короткий период – это очень трудоемкая профессиональная задача. Казуистически тяжел и принцип приема подписных листов.

– Если человек в графе «адрес» не написал слово «дом», а просто поставил цифру, то такая подпись считается недействительной. А если сборщик подписей не заверил лист, последний полностью забраковывается. Таким образом,

по результатам проверки отбраковано 3,92% голосов. Это менее 5% установленного порога, но отбраковка не позволила получить 2 млн подписей – не хватило менее 9 тыс.

Предложение главы государства снизить барьер до 300 тыс. подписей – верный шаг. Закон должен вызывать ощущение справедливости и возможности его выполнить.

– Если этого не происходит, то появляются поводы для домыслов, слухов, двоякого толкования, а также выводы о том, что власть подыгрывает сама себе. В случае с иркутским губернатором власть себе не подыгрывала, и, я думаю, что это результат, который в процессе становления современной политической культуры в каком-то смысле имеет даже позитивное значение. То, что актив ВСЖД выдвинул меня кандидатом на столь высокий пост, показывает: волей сотен человек это возможно сделать и, тем самым, сломать сложившиеся стереотипы. Многие не ходят на выборы, считая, что все уже решено, но мне бы хотелось, чтобы такого рода сомнения отвергались. Это иллюзия, что от нас ничего не зависит. Это неправда, что каждый голос ничего не значит.

– Такая пассивная позиция схлопывания мира до собственных житейских забот – путь к ослаблению не политической системы общества, а к ослаблению всей страны. Убежден, что выборы президента России в Иркутской области будут прозрачными, открытыми, понятными, и то мнение, которое выскажут сибиряки, станет фундаментом дальнейшего стабильного развития государства.

О возвращении выборов губернаторов

– Переход к принципу выборности губернаторов – реальный шаг к демократизации политической системы страны. Но при этом надо учесть все ошибки 1990-х годов, которые в ряде регионов были допущены.

Если все приходящие на пост губернатора начнут осознавать объем доверия и ожиданий людей, то это и будет залогом более качественного менеджмента, который, безусловно, должен стать фактором дальнейшего успешного развития региона и страны в целом.

О БЭФе

– Байкальский экономический форум вновь будет проходить раз в два года. Недавно я общался с главой верхней палаты парламента Валентиной Матвиенко. Совет Федерации должен принять решение либо о проведении форума в Иркутске, либо об организации конференции под эгидой БЭФа в одном из субъектов Сибирского или Дальневосточного федеральных округов. Позиция областного правительства такова: раз форум набрал авторитет, стал привлекательным для участников и инвесторов, мы не имеем права его монополизировать и вполне допускаем прежнюю схему – проводить БЭФ в Иркутске раз в два года, а в промежутках – в других территориях.

О развитии строительства

– Приангарье – один из лидеров ушедшего года по объему строительно-монтажных работ в Сибирском федеральном округе. Итоги еще подводятся, но ориентировочные цифры, на которые мы выходим, – примерно 750 тыс. кв. м. Думаю, после подведения итогов будет больше. Срок подготовки к юбилею Иркутска был короток. Ощущалось колоссальное напряжение всех задействованных в большой стройке структур, и в какой-то степени это произошло потому, что практика быстрого и качественного возведения объектов была утрачена. Нам необходимо внедрять новые технологии, перенимать передовой зарубежный и российский опыт. Сейчас строительство обходится дорого, а результат не всегда бывает качественным. Если даже публично заявленные подрядчиком сроки по вводу Восточно-Сибирского онкологического центра им же сорваны, значит, даже борьба за собственное профессиональное имя не позволяет ему добиться результата. И это не просто один эпизод, а системный вывод, который мы должны тщательно проанализировать совместно со строительными организациями.

О 130-м квартале

– Несмотря на некоторые пессимистические настроения, 130-й квартал существует. Мы запланировали возведение на его центральной площади стеклянной ассиметричной пирамиды. Она станет прозрачным потолком подземного атриума, в котором разместится музей авиации. Под сводами пирамиды будут «парить» модели самолетов начала XX века. Нужно отметить, что руководство города Иркутска в августе доложило о готовности реконструировать еще четыре квартала. Но, либо работа ведется в режиме сверхсекретности, либо мэрия пока не готова рассказать о своих планах. В то же время есть предложение одного из авторитетных строителей и проектировщиков начать реконструкцию сразу десяти кварталов. Даже мне оно кажется чересчур масштабным. Но, в силу того, что мы не планируем расходовать только городские или областные деньги, а намерены реализовать принцип государственно-частного партнерства, необходимо определиться, какой объем забот мы можем взять на себя. Ограничиться 130-м кварталом было бы просто некорректно по отношению к людям. Иркутск должен быть привлекателен как для жителей, так и для туристов. У нас все для этого есть.

О планах и перспективах

– Инвестиционный рейтинг Иркутской области за два года поднялся на четыре пункта. Сегодня Приангарье – это регион успешного финансового менеджмента и администрирования, регион с понятной, прозрачной и прогнозируемой экономической и финансовой политикой. Есть закон о социально-экономическом развитии области до 2015 года. Он предусматривает создание четырех экономических районов, ряда промышленных кластеров, в том числе газохимического и нефтедобывающего. Нужно сдвинуть с мертвой точки проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». Великое богатство – наша природа и Байкал – фундамент куда более значимый, чем те усилия, которые мы должны приложить. То есть, 90% того, что нужно для развития ОЭЗ, создано Господом. А оставшиеся 10% в ближайшие год-полтора мы должны реализовать. Сейчас ведутся переговоры, в том числе с иностранными инвесторами, но ситуацию осложняет наличие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. До конца марта Иркутская область направит в правительство РФ предложения по подготовке концепции перепрофилирования БЦБК. В частности, они будут касаться комплексного развития моногорода Байкальска и Слюдянского района.

Мы оздоровили обстановку в бюджетной и социальной сферах. Успешно работает программа «100 модельных домов культуры – Приангарью». Впервые в новейшей истории региона в бюджете 2012 года заложено 150 млн рублей на социальное жилье для бюджетников. Сейчас одна из главных задач: изменить обстановку на селе. Необходимо менять уныние и бесперспективность, которые царят в поселках и деревнях, на ощущение заботы. Мы также должны остановить отрицательную миграцию. Для этого нужно создавать рабочие места, открывать сеть малых предприятий вокруг вузов региона. Они помогут не только заработать копейку студентам, аспирантам, выпускникам, но и будут способствовать позиционированию Приангарья как региона серьезного консалтинга.

Именно поэтому обсуждалась возможность создания регионального нанотехнологического центра, который бы работал в сотрудничестве с ОАО «Роснано». Мы участвуем в конкурсе «Роснано» по созданию инжинирингового центра, также планируем открытие крупного межрегионального data-центра и хотим говорить о том, что Иркутская область – регион современного понимания мира. О том, что у нас не только нефть и газ, но, и, в частности, современное сельское хозяйство. В ушедшем году правительство области совместно с федеральным центром выделило более 2 млрд рублей на поддержку сельхозтоваропроизводителей. Впервые селяне получили деньги под конкретные инвестпроекты. Мы также совершенно по-другому должны поддерживать деятелей культуры и искусства, развивать сферу здравоохранения, на модернизацию которой в общей сложности выделено более 12 млрд рублей. Если говорить о фундаменте, на котором нужно развиваться, то мы должны стать регионом доверия и ухода от двойных стандартов – чтобы не было разрыва между тем, как мы живем, и тем, что говорится с трибун. Это касается всех представителей чиновного корпуса и партийных организаций. Мы также хотим, чтобы как можно больше молодых и преданных своему делу молодых людей приходило на государственную службу. Нужно формировать костяк управленцев, которые через 15–20 лет возьмут на себя ответственность за регион и страну.