09.11.2011 13:00
Теги
09.11.2011 13:00

Подробности спасательной операции экипажа Ми-8

17 октября в ходе заседания регионального правительства губернатор области Дмитрий Мезенцев вручил пилотам Дмитрию Федулову, Владимиру Московских и Роману Шалабодову ценный подарки – наручные часы. Члены иркутского экипажа вертолета Ми-8 заслужили награды за героизм, проявленный при возникновении нештатной ситуации и предотвращение гибели людей.

9 октября 2011 года при патрулировании территории в Кыринском районе Забайкальского края не вышел на связь вертолет Ми-8 Сибирского регионального центра МЧС России. Новость моментально облетела региональные и федеральные СМИ. Вся страна следила за развитием событий. Мало кто верил в благополучный исход. Еще бы – горящая тайга, гористая местность, неблагоприятные погодные условия… И только родные летчиков не теряли надежду, что с их близкими все в порядке. И ожидания не обманули – в этот же день другой борт Ми-8 красноярских коллег обнаружил пропавший экипаж и пассажиров. В эксклюзивном интервью корреспонденту Любови Габеевой иркутский экипаж вертолета Ми-8 рассказал, как им удалось спастись при совершении жесткой посадки.

– О том, что пропал наш вертолет, супруга узнала из интернет-СМИ. Она была в состоянии шока. Моя 17-летняя дочь успокаивала ее и говорила: «Я не верю, что могло случиться что-то плохое. С ними все будет хорошо». И она оказалась права, – вспоминает бортмеханик вертолета Ми-8 Роман Шалабодов.

Экипаж базирующегося в Иркутске вертолета Ми-8 с 29 сентября по 6 октября был занят на тушении лесных пожаров в Братске и Братском районе. Из-за сложнейшей лесопожарной обстановки там действовал режим ЧС.

– Работать в Братске и Братском районе приходилось в очень сложных условиях. Видимость из-за сильной задымленности была практически нулевая. Мы при помощи водосливных устройств доставляли воду к очагам пожаров. В общей сложности сделали более 70 рейсов, – рассказывает командир воздушного судна Ми-8 Дмитрий Федулов.

После того, как удалось стабилизировать ситуацию в городе и районе, вертолет вылетел для тушения лесных пожаров в Забайкалький край, где с 3 октября был также введен режим чрезвычайной ситуации. Ми-8 проводил работу по разведке лесных пожаров, патрулированию и тушению.

– С утра 9 октября мы доставили две группы авиадесантников к местам лесных пожаров. Это был наш третий рейс по переброске специалистов и спецснаряжения, – рассказывает второй пилот Владимир Московских.

После того, как вертолет прибыл на место, необходимо было совершить посадку, чтобы высадить авиадесантников и оборудование для тушения возгорания. Из-за высоких гор, сильной вихревой турбулентности, характерной для данной местности, сделать это было довольно сложно.

– Мы совершили несколько заходов, чтобы оценить безопасность выбранной площадки, возможность приземления, определить направление ветра. Площадка соответствовала всем требованиям. Развернувшись, стали против ветра заходить на посадку, – рассказывает Владимир Московских.

В это время произошло непредвиденное – ветер резко изменил направление. Из-за его мощных порывов вертолет развернуло, и на высоте около 10 метров от земли машина попала в неуправляемое вращение.

– Мы понимали, что ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вертолет накренился. Тогда вряд ли кто-либо выжил, – рассказывает командир воздушного судна Ми-8 Дмитрий Федулов. – С огромным трудом нам удалось совершить посадку. Экипаж принял все меры, чтобы сберечь жизни находившихся на борту пассажиров, но посадка была жесткой. Вертолет опрокинулся на правый борт.

Командир воздушного судна Дмитрий Федулов выключил двигатели, второй пилот Владимир Московских и бортмеханик Роман Шалабодов отключили потребители и электропитание вертолета. Из топливных баков внутрь салона хлынул керосин. Из-за малейшей искры могли произойти взрыв и пожар. Экипаж и пассажиры, помогая друг другу, покинули вертолет и отошли на безопасное расстояние. Все произошло очень быстро – секунд за девять. Однако для летчиков, в чьих руках в эти мгновения были жизни других людей, это время показалось вечностью.

При жесткой посадке практически никто не пострадал, только у одного из пассажиров из-за удара был рассечен лоб. Пострадавшему оказали помощь, сделали перевязку.

Через 20 минут, удостоверившись, что пожар не возник, экипаж вернулся в вертолет. Первым делом необходимо было дать о себе знать.

– Из вертолета мы забрали аварийный радиомаяк, аварийную радиостанцию, фонарики, из НАЗа (неприкосновенный авиационный запас) взяли спальные мешки, продукты, дымовые шашки. Подготовили сигнальный костер. Неподалеку находилось охотничье зимовье, мы пошли туда, – вспоминают члены экипажа. – Никто не паниковал, все вели себя спокойно и адекватно. Пока мы приводили в рабочий режим аварийный радиомаяк, включили радиостанцию, наши пассажиры растопили печь, подготовили места для ночлега. Мы не думали, что кто-то ночью нас будет искать, так как обычно поисково-спасательные работы воздушными судами в гористой местности и тем более в ночное время не проводятся. Поэтому готовились к ночевке в зимовье.

Ситуация осложнялась тем, что совсем рядом, в опасной близости горела тайга, огонь мог добраться до места происшествия.

На обломках несущего винта пилоты закрепили светоотражающие жилеты, чтобы привлечь внимание. Установив аварийный радиомаяк на возвышенности, при помощи радиостанции экипаж стал передавать сообщение: «Борт № 31129. Терплю бедствие».

– Когда совсем стемнело, послышался звук летящего вертолета, – вспоминает Владимир. – Я начал кричать, чтобы все выходили из зимовья. Мы разожгли сигнальный костер. По радиостанции обратился к командиру воздушного судна, но связи не было. Вертолет несколько раз пролетел над нами, потом стал снижаться. Мы поняли, что командир принял решение совершить посадку. Для обозначения площадки мы встали по углам и в центре, затем включили фонарики и сотовые телефоны.

Командир воздушного судна Александр Андронов в тот день тоже тушил лесные пожары. После получения информации о том, что борт № 31129 не вышел на связь, он полетел в район предполагаемого исчезновения вертолета. Все это время не прекращался наземный поиск. Более ста человек: сотрудники пожарных частей, полиции, администрации Кыринского района, пограничники искали в тайге пропавший вертолет.

– Площадка была, конечно, ограниченная, но позволяла выполнить безопасный заход, поэтому я принял решение эвакуировать людей. Мы же не знали, в каком состоянии они находятся, есть ли среди них пострадавшие, раненые, которым необходима неотложная медицинская помощь. Двусторонней связи с потерпевшим аварию экипажем не было, что осложняло посадку, – говорит командир вертолета Ми-8 Александр Андронов. – Хотелось бы отметить грамотные действия экипажа вертолета. Они встали по периметру, обозначив светом фонариков и мобильных телефонов площадку, а Роман указал на направление посадки. Мы выполнили два захода, и с третьего смогли посадить вертолет и забрать людей. Вот и все.

По словам специалистов, то, что сделали красноярские летчики, – это высший пилотаж. Экипажу Андронова пришлось приземляться ночью в горах, по сути, в экстремальных условиях.

– Хотелось бы поблагодарить экипаж Ми-8: командира Александра Андронова, второго пилота Константина Ельникова, бортмеханика Дмитрия Иванова за проявленное мужество. Мужики молодцы! – говорят члены иркутского экипажа.

В больнице Читы всех осмотрели, в госпитализации никто не нуждался. По мнению Александра Андронова, тяжких последствий жесткой посадки удалось избежать во многом благодаря профессионализму командира воздушного судна Дмитрия Федулова.

13 октября командир воздушного судна Ми-8 Дмитрий Федулов, второй пилот Владимир Московских и бортмеханик Роман Шалабодов вернулись в Иркутск, где их торжественно встретил коллектив Главного управления МЧС России по Иркутской области во главе с начальником генерал-майором Вячеславом Эглитом.

– Уважаемые коллеги! Я рад вас приветствовать на родной земле, где вас с нетерпением ждут ваши родные и близкие. Выражаю вам слова благодарности от командования Сибирского регионального центра, Главного управления МЧС России по Иркутской области, от жителей города Братска, Братского района, где вы достойно выполняли боевые задачи по тушению лесных пожаров. Только после применения авиации МЧС удалось стабилизировать напряженную ситуацию в Братске и Братском районе. Особо хочу поблагодарить вас за проявленный высокий профессионализм и хладнокровие. За то, что вам удалось в сложных метеоусловиях при совершении аварийной посадки сохранить жизни людей, находившихся на борту, – сказал Вячеслав Эглит.

А 17 октября губернатор области Дмитрий Мезенцев в ходе заседания регионального правительства вручил Дмитрию Федулову, Владимиру Московских и Роману Шалабодову наручные часы. Глава региона подчеркнул, что члены иркутского экипажа заслужили награды за проявленный героизм при возникновении нештатной ситуации и предотвращение гибели находившихся на борту Ми-8 пассажиров.

Начальник авиации МЧС России Сергей Федоров, возглавлявший комиссию МЧС по расследованию авиационного события, в свою очередь отметил грамотные действия двух экипажей, которые позволили избежать человеческих жертв.

Сейчас экипаж вертолета Ми-8 находится на отдыхе, но мечтает поскорее вернуться в небо.