03.08.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
03.08.2011 12:00

Персональные шефы для детей-сирот

Детский дом «Солнышко» – единственное в Нижнеилимском районе учреждение для детей-сирот. Побывав в нем, мы наглядно убедились, что расхожее мнение о полной несостоятельности обездоленных ребятишек в данном случае совершенно неприемлемо.

Все здешние мальчики и девочки – трудолюбивые, целеустремленные и хозяйственные. Но главное их отличие от воспитанников других детских домов – наличие персональных шефов. Чиновники, депутаты и предприниматели часто навещают своих подопечных, привозят подарки, помогают в учебе. Но главное, у каждого ребенка есть свой, близкий ему человек, с которым можно поделиться радостью и бедой.

Бывшее здание детского сада, отданное 13 лет назад под детский дом, выделяется на фоне пейзажей поселка Коршуновский своей опрятностью. Благоустроенная территория, с любовью разбитые клумбы, свежеокрашенные строения – все говорит о том, что хозяйничают здесь люди неравнодушные. На пороге встречает директор Лидия Васильева. С удовольствием показывает детские спальни, холлы, игровые. Везде чистота и уют.

– У нас пять жилых блоков. Вот блок малышей, у них сейчас тихий час. Здесь живут дошкольники. Это блок девочек. У них своя ванная, туалеты, раздевалки. Ремонт делаем сами, нет денег на материалы – выкручиваемся, как можем. Сейчас, например, дети клеят обои. Вы попали в самый рабочий момент.

– В чем особенность вашего детского дома?

– Сами все проблемы решаем – в этом наша уникальность. Есть у нас свое подсобное хозяйство: три коровы. Когда-то были и свиньи – держали до 15 голов. Животноводство – это очень затратная отрасль сельского хозяйства. Сено сами косили, но кроме сена нужен и комбикорм, а он очень дорогой. Посчитали затраты и вынуждены были отказаться от свиноводства, хотя для нас это было хорошей поддержкой: бесплатное мясо для столовой, хорошо получали от продажи поросят, но… «оптимизация бюджетных расходов» взяла свое – вот мы и «оптимизируемся», уничтожая свиней и коров…

Младшие ребятишки в соседнем холле тщательно раскладывают высушенную траву.

– Это какая трава?

– Это пижма, это тысячелистник, а это ромашка.

– А для чего она?

– От кашля помогает! А это печеночный сбор. Мы все собираем и заготавливаем сами.

Директор проводит экскурсию дальше:

– Ковер вот сами купили, заработали. Эту мебель наши мальчики сами сделали, вот это макраме девочки связали. Вот Костя у меня – самый трудолюбивый человек. Больше всех заработал часов, две тысячи триста рублей получил!

– На чем зарабатываете?

– Через Центр занятости заключаем договоры, ищем работу и работаем. Нам, например, дают пять рабочих мест, а работают все и получают зарплату по своему выработанному времени, каждый по-честному. Кто-то 20 рублей, а кто-то три тысячи. Технички у нас работают по восемь часов, а кто потом детский дом моет? Ребята! Утром же все должно быть чисто, вот старшие девочки и стараются. У нас в детском доме свой семейный совет. Мы сами все решаем. Раз в неделю проходит общее собрание детей, каждый день – трудовые планерки. Все, что каждый ребенок сделал за прошлый день, – заслушиваем. За месяц подводится итог, поощряем тех, кто занял первое место. Кстати, у нас проходит соревнование между группами. Если группа по итогам года занимает первое место, она получает 15 тысяч рублей премии.

– За счет чего?

– За счет заработанных средств, мы копим. У детей есть своя касса, свой бухгалтер. Общее собрание решает, сколько денег идет на зарплату, сколько – в общую кассу. Все деньги же на ребят потом и идут.

– Сколько, например, у вас сейчас денег в общей кассе?

– По-разному, сейчас, например, всего 14 тысяч. Мы десять выдали на ремонт, денег-то нам не дают, а надо купить и краску, и обои.

– Никто от работы не отлынивает?

– Никто. Ребята знают: если один не сделал, второму все равно придется отработать.

Нынче сделали ремонт системы отопления, сейчас ремонтируем мастерские. Пойдемте, я вам покажу, как ребята трудятся.

Старшие мальчики уверенно работают мастерками. Они выкладывают кирпичную стену в будущей комнате массажа.

– Откуда вы знаете, как это надо делать?

– С нами мастер вместе работает, показывает, – дружно отвечают ребята.

– Они у нас из ничего делают просто чудеса, – хвалит воспитанников директор. – Здесь будет комната гигиены для девочек, пол настелют – не узнаете. Была вентиляционная шахта, она никогда не работала, общими усилиями сделали из нее кабинет ЛФК. Получили медицинскую лицензию. Мои ребята из отбросов, из всяких досок сделали вот такую мебель, посмотрите, какая красота! Сделали и радуемся!

В Коршуновском детском доме 71 ребенок. Это больше нормы, но Лидия Васильева сетует не на перегруженность, а на необходимость предстоящих сокращений:

– Сейчас я по новой лицензии должна снизить наполняемость детского дома до 54 человек По новым нормативам положено шесть квадратных метров на каждого ребенка, разве мы можем выдержать эти нормы? Я свою точку зрения скажу: шесть «квадратов» должно предусматриваться там, где вновь строится объект, а у нас – бывший детский сад, таких площадей у нас нет. В своем учреждении мы сами для себя все обустроили, нам здесь комфортно, но получаем предписание – снизить количество детей, значит, кого-то из ребятишек я должна куда-то переводить.

– Жалко отдавать?

– Разумеется, как вы думаете!

– Вы долго работаете директором?

– 12 лет, практически с основания учреждения.

– За столько лет работы что вы можете сказать: дети стали сложнее?

– Конечно, сложнее. Сейчас в основном все сироты при живых родителях – то есть социальные. Это накладывает свой отпечаток, потому что когда ребенок оказывается в детском доме, понимая, что у него никого нет и ему некуда идти, – это одно, с такими ребятами легче работать. А с этими – очень сложно, потому что у них есть родители, которые когда-то, вспомнив о ребенке, приезжают сюда и начинают обещать: «Мы тебя заберем», а после пропадают на годы. Ребенок ждет, как ему объяснить, почему мама, пообещав золотые горы: восстановить документы и забрать его, больше о нем не вспоминает. Приходится вести долгие беседы. Хорошо, что у нас у каждого ребенка есть свой шеф. Вот вчера, например, приезжала Надежда Васильевна из Пенсионного фонда, привезла ко дню рождения подарки, поздравила.

Как выяснилось, еще одна особенность Коршуновского «Солнышка» – наличие у всех ребятишек персональных шефов. Каждый работник администрации Нижнеилимского района и депутат районной думы в прошлом году взял себе ребенка под опеку. Часть ребятишек «раздали» предпринимателям, часть – руководителям бюджетных учреждений.

– Шефы часто навещают своих подопечных, поздравляют с днем рождения, привозят подарки, помогают в учебе, – объясняет Лидия Васильева, – но главное, у каждого ребенка теперь появился свой, близкий ему человек, которому можно рассказать о проблемах, поделиться радостью и бедой.

– У вас дети только до девятого класса учатся?

– Ну почему, многие и одиннадцать заканчивают. Я иногда просто не отпускаю – заставляю учиться! Вот у меня три девочки очень способные после девятого собрались уходить, я им сказала: «Не отпущу, остаетесь и учитесь!» И они прекрасно окончили школу. Сейчас одна учится в вузе в Иркутске, две – в техникуме. У нас есть повар – бывшая воспитанница, есть технички, две девочки учатся в педагогическом университете на воспитателей. Готовим своего хореографа по направлению. Успешных ребят у нас много.

– Девчонки-то у вас какие красивые!

– Да, у меня все дети красивые! Главное – они самостоятельные и работящие!

– Дружно живете?

– Дети как дети, по-всякому бывает, но друг за друга они всегда горой!