Душа Азии в буддийских иконах Николая Дудко
Глядя на будд, погруженных в позу лотоса, и многоруких, трехглазых буддийских божеств, изображенных на иконах, кажется, что европейцу никогда не понять загадочную душу Азии. Однако жизнь, как правило, гораздо интереснее, чем мы ее себе представляем. Наверное, поэтому нет ничего странного в том, что россиянин, родившийся в немецком городе Дессау и обучившийся на худграфе педагогического училища в Улан-Удэ и в Киевском художественном институте им. Т.Г. Шевченко, достиг наивысшего мастерства в буддийской иконе. Недаром искусство художника Николая Дудко признал сам Далай-лама XIV Ген Сангей Еше. Сегодня оценить работы мастера могут и иркутяне.
На прошлой неделе в «восточном крыле» главного здания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева открылась персональная выставка улан-удэнского художника Николая Дудко. В экспозиции представлено около 20 танка (в переводе с тибетского – свиток. – Авт.), созданных в последние годы, и буддийские скульптуры из фондов музея.
– Николай Дудко работает в традициях старого классического стиля тибетской живописи, который берет свое начало в XIV веке, называется этот стиль «менри», – отметила заместитель директора музея по науке Татьяна Огородникова. – Для него характерны крупные размеры и насыщенные краски, которые являются воплощением радости. По сути, танка – это икона, но мы воспринимаем ее, прежде всего, как произведение искусства, пусть и выполненное по строгим канонам.
Кстати, раньше труд иконописца сами тибетцы считали чуть ли не каторжным, у этого народа даже есть такая поговорка: «Если хочешь быть богатым – будь ювелиром, если хочешь обнимать женщин – стань портным, если хочешь попасть в ад – стань художником танка». Объясняя ее, первый учитель Николая Дудко, дедушка Дарма Доди, постоянно говорил, что танка нельзя рисовать плохо, потому что верующие во время молитвы будут осуждать художника. Наверное, художник хорошо усвоил наставления мастера, ведь недаром его работы ценят не только верующие, но и коллекционеры. Кстати, художник уже не раз экспонировался в Иркутске, поэтому здесь есть ценители его творчества.
– Когда я смотрю на иконы Николая Дудко, я чувствую запах бурятской степи, дуновение которой приносит различные образы, – отметил иркутский коллекционер Николай Дедюхин. – Наверное, сама земля помогала Николаю Дудко уловить этот дух.
Жесткие каноны в создании буддийских икон нужно соблюдать не только в изображении ликов буддийских божеств, но и при выборе материала. Холстом служит лен, хлопок или шелк, а рисунок выполняется драгоценными минеральными красками: малахитом, лазуритом, киноварью. Когда танка закончена, ей делают парчовое обрамление. Словом, икона представляет собой настоящее произведение искусства.
– Какие бы мои работы ни были – религиозные, буддийские, философские, прежде всего, это искусство, то, на чем стоит фундамент культуры и душа народа, – считает Николай Дудко. – Из этого вырастает все остальное: корни, стебель, цветы. Это искусство – душа всей Азии и Востока. В буддизме танка играет ту же роль, что и в христианстве икона, но помимо этого она имеет уровень философского значения, практики созерцания и медитации. И поэтому важно, чтобы художник создавал танка тщательно, соблюдая все каноны, чтобы потом люди, созерцая четкость линий, яркость красок, смогли понять символизм танка.
Чтобы в полной мере оценить красоту произведений Николая Дудко, не обязательно знать тонкости буддийского пантеона богов. Художник считает, что работы могут сказать все сами за себя, нужно только внимательно к ним приглядеться.
Выставка будет работать до середины июня.