Три современных балета в подарок
Мировая премьера трех одноактных балетов «In tandem», «Souvenir du Bach» и «Dzambuling» Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г. Цыдынжапова в постановке канадского хореографа Питера Куанца состоялась в Иркутске в минувшую среду. Первый показ спектакля был подарен столице Приангарья в рамках соглашения о сотрудничестве между двумя субъектами РФ и посвящается сразу двум датам – 350-летию Иркутска и 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства. Подарок оказался по-настоящему значительным и дорогим, по крайней мере, для балетоманов Иркутска.
В этот день зал Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова был полон. На премьеру приехала не только постановочная группа в полном составе, но и министр культуры Бурятии Тимур Цибиков.
– Мы всегда говорим, что Байкал не разделяет наши регионы, а объединяет и создает общее культурное пространство, – обратился он к зрителям. – Мы знаем, что вы горячо любите наш театр, и практически каждый год стараемся бывать в Иркутске с гастролями. Сегодня мы дарим вам замечательную премьеру, открывая для Сибири и всей страны имя молодого и талантливого хореографа Питера Куанца. Эти балеты поставлены им специально для нашего театра. Я надеюсь, что они вам понравятся, и наш театр ждут новые встречи с вами.
Кстати, в Москве в Большом театре «Dzambuling» увидят только 11 октября, а 12 ноября балет будет показан в Ницце на фестивале Российской культуры, после чего труппа отправится в тур по городам Франции.
– Сегодня особенный день, мы только что из закулисья, и там чувствуется премьерное волнение, – рассказал зрителям заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Сергей Ступин. – Наши соседи всегда умели нас по-хорошему удивлять. И в этот раз они оказались первыми из всех, кто преподнес нам подарок к юбилею.
«Вечер современных балетов», который представлял три балетных «наречия», три ракурса современного хореографического искусства, открыла постановка «In tandem», созданная в неоклассическом стиле.
В «белом кабинете» в костюмах цвета бирюзы шесть артистов танцевали почти в классическом стиле под музыку композитора Стива Райха и группы «Eighth blackbird». Уже здесь заметна особая стилистика, в которой работает Питер Куанц. Кстати, именно в этом спектакле хореограф отрыл новый способ существования в балете: впервые «In Tandem» был представлен в культовом музее современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке, поэтому архитектоника балета задана архитектурой музея, похожего на перевернутую раковину улитки. В основе концепции – движение по кругу: падение и подъем, любовь и равнодушие.
– По сути – это классический балет, который использует всю базу хореографии, потому что все мы – и я, и артисты Бурятского театра оперы и балета – вышли из классической школы, – пояснил перед выступлением Питер Куанц. – Но здесь мы используем новую пластику, новые линии. Это мой собственный голос в неоклассическом балете, который я впервые ощутил, работая именно над этим произведением.
Наверное, поэтому сотрудничество с артистами Бурятского театра оперы и балета Питер Куанц начал именно с постановки этого произведения. По его словам, он знакомился с труппой, а они с его творческим методом.
На премьере в Иркутске степень восторга зрителей шла по нарастающей. Второй балет – «Souvenir du Bach» в стиле модерн был сочинен Питером Куанцем специально для Бурятского театра оперы и балета. Музыка к этому произведению написана художественным руководителем театра, композитором Антоном Лубченко. Это своеобразный парафраз на тему классического европейского балета и классической европейской музыки. Балет снова рассказывает о любви, ревности, предательстве, прощении. Созданная Питером Куанцем хореография хоть и далека от классической, однако необыкновенно выразительна, изящна, полна необычных ракурсов и движений. Кстати, именно это произведение стало толчком для совместного творчества Питера Куанца и Антона Лубченко.
– Когда мы оба работали в Мариинском театре, нас познакомил Валерий Гергиев, – рассказал Антон Лубченко. – Мне его представили как молодого хореографа, а меня ему – как молодого композитора. И это уже наш третий совместный проект. Сначала Питер предложил мне написать музыку для одноактного балета «In colour», который ставил для труппы Национального балета Канады. Позже я сочинил музыку для балета в двух действиях «Offertorium», по произведению Оскара Уальда. Потом я пригласил Питера в Бурятию. Конечно, у каждого из нас своя творческая жизнь, просто, когда есть время и возможности, мы стараемся объединять свои усилия для создания чего-то нового. Для этого нужно быть одного возраста, одной ментальности, одной степени информированности о том, что творится в мире.
Однако Бурятия стала для Питера Куанца настоящим открытием. Тем более что для него это была поездка с глубоким погружением. Иначе третий балет – «Dzambuling» просто бы не получился. Музыкальную основу этого балета составляют аутентичная этническая музыка и элементы современного медиааккустического оформления, соединенные композитором в единое полотно. Исполнили музыку бурятские музыканты Евгенией Селезнев, Галсан Ошоров и Баттувшин.
– Я услышал о Бурятии от Антона Лубченко, – признался Питер Куанц. – Он мне рассказал, что это фантастическая культура – смесь буддизма и шаманизма, что это невероятное место на земле, куда обязательно нужно приехать. И он ни капли не преувеличил. Теперь мне будет невероятно сложно уехать из Улан-Удэ. Мне было бы интересно поставить с труппой театра такую постановку, где в основе была менее абстрактная история.
Конечно, самая «абстрактная» и самая впечатляющая постановка – «Dzambuling». Кстати, в переводе с тибетского языка это слово значит «то место, где живут люди». Концепция балета основывается на восточном философском учении о происхождении и существовании Вселенной. Постановочной группе пришлось глубоко погрузиться в материал.
– Я наслаждался тем, что постановка совершалась под сложную музыку, – сказал Питер Куанц, – движения, которые происходили на сцене, как бы рождались сами собой.
В «Dzambuling» нет сложных костюмов, несмотря на это постановка очень эффектна, именно благодаря музыке и движениям танцоров. Парадоксально, но хореография постановки хоть и остро современна, но при этом совершенно аутентична бурятскому этносу.
– Министр культуры Тимур Цибиков поставил перед нами задачу, чтобы это была не религиозная постановка, а балет, сама суть которого – восточная философия, – рассказал автор либретто из Нью-Йорка Людвиг. – Как икона, которая висит в музее, уже является произведением искусства, так и спектакль – это синтез духовной жизни людей, основанный на бурятской традиции. Нами было проведено колоссальное количество работы по исследованию этой культуры, мы привлекали Санкт-Петербургский этнографический музей, бурятский музей, ученых, лам, которые нам многое советовали. Идея была именно в том, чтобы человек с европейским менталитетом, такой как Питер Куанц, создал что-то уникальное, но при этом не являющееся фольклором в чистом виде.
Можно сказать, что задача была выполнена на все 100 процентов. Теперь человек любой национальности мира может, посмотрев балет «Dzambuling», узнать очень многое о бурятском этносе, заглянув в самую суть культуры этого народа.