15.04.2011 12:00
Рубрики
Территории
Теги
15.04.2011 12:00

С надеждой на инвестпроекты живут аграрии Приангарья

В этом году по инициативе министерства сельского хозяйства Иркутской области в регионе планируется оказать поддержку сельхозпроизводителям в реализации инвестиционных проектов. Из 287 поданных аграриями заявок сегодня уже рассмотрены и рекомендованы для утверждения комиссии при правительстве области сто проектов. Об одном из них – репортаж нашего корреспондента.

 

Живем, как при социализме

 

Центральная усадьба хозяйства «Элита» – поселок Свердлово Эхирит-Булагатского района – находится в 75 км от областного центра. Директор предприятия Василий Федин рассказывает о вверенном его заботам хозяйстве:

– Основная наша деятельность – производство элитных семян зерновых и многолетних трав. Плюс к этому у нас есть племенной репродуктор, две фермы на 370 голов дойного стада и молодняк. Общее количество крупного рогатого скота – 1,3 тысячи голов. Основная порода – черно-пестрая. Сельхозугодий – 10,2 тысячи гектаров, из них пашни – 7,8 тысячи гектаров, посевная площадь – 6,4 тысячи гектаров. Под зерновые культуры занято 3,8 тысячи гектаров земли. Есть у нас своя мельница, пекарня, автогараж, пилорама, механические мастерские, четыре магазина во всех отделениях: Захал, Куяда, Еловка и Мурино. Молоко отвозим в Иркутск на гормолзавод. В среднем сегодня сдаем по 5,5 тонны молока. Годовой надой – почти 4,9 тысячи килограммов на фуражную корову.

Благодаря тому, что предприятие является государственным, местные аграрии, по словам Василия Федина, живут, как при социализме: все земельные угодья в государственной собственности, работники не имеют, как в других хозяйствах, земельных паев, техника также принадлежит государству.

– Случись смена собственника, – продолжает директор, – и мы останемся ни с чем. Нашего тут ничего нет – все государственное.

Госсобственность, однако же, имеет свои преимущества: «Элита» входит во все областные и федеральные программы. У работников есть весь причитающийся соцпакет, заключены трудовые соглашения. Средняя заработная плата – 12 тыс. рублей. Реализуется в сельхозпредприятии и программа «Развитие АПК».

– До объединения с областью мы просто выживали, – продолжает Василий Федин. – Поддержки никакой не было. Сейчас по федеральным и областным программам приобретаем по льготным ценам ГСМ, удобрения, строим дома для работников.

Новое жилье за последние три года получили восемь работников. Строительство ведется на условиях софинансирования: 30% платит собственник – в данном случае предприятие, 70% – область и федерация. Если человек отработает пять лет в «Элите», жилье перейдет ему в собственность. Две квартиры построили в хозяйстве молодым специалистам. Взяли на работу трех ветврачей, зоотехника, агронома, главного инженера и бухгалтера. Как рассказал директор, недостатка в кадрах на предприятии нет. Молодых по целевым направлениям обучают в оекском профучилище, Иркутском совхозе-техникуме и Иркутской сельхозакадемии. Только в прошлом году около 20 человек получили специальность механизаторов.

Заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров так объясняет цель приезда в «Элиту»:

– Это наше среднее хозяйство. В 2008 году оно стало лучшим сельхозпредприятием среди линейных хозяйств области. В связи с тем, что в последние годы слабо шло техническое перевооружение, на предприятии идет резкое старение основных фондов: складов, оборудования, техники. А так как оно принадлежит государству, то не имеет свободных собственных средств для проведения масштабной модернизации и нового строительства производственных объектов. Для того чтобы поправить создавшееся положение, хозяйство разработало два инвестпроекта: один по растениеводству, второй по животноводству – развитие молочного направления. Первый проект защитили 3 марта. Он рассчитан на 65 миллионов рублей. В проект включены реконструкция складского хозяйства, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для подготовки и обработки семян.

Хозяйство имеет неплохие показатели по производительности труда. Здесь стабильный коллектив, нет проблем с кадрами, много молодежи. По словам Кузьмы Алдарова, даже такие относительно стабильные предприятия нуждаются в поддержке государства.

 

Элитные семена – высокий урожай

 

На складе полным ходом идет отгрузка элитных семян.

– Оригинальные сорта семян покупаем в нашем научно-исследовательском институте – головном предприятии в Пивоварихе. Размножаем их и потом уже реализуем, – рассказывает Василий Федин. – Урожайность в прошлом году составила 23 центнера с гектара. Работаем с сортами пшеницы «тулунская 12» и «бурятская остистая». Еще нынче взяли на размножение сорт «юнната» тулунской селекционной станции. Два года попробуем размножать, если нормально пойдет – начнем предлагать хозяйствам. Ежегодно закупаем семян на полтора миллиона рублей. Продаем по-разному, когда нормально, а когда семена залеживаются – некому реализовывать. Это самый больной вопрос. В прошлом году продавали и Якутии, и Бурятии. Нынче сорт «элита» пшеницы, овса и ячменя продаем по 12 рублей. На текущий момент уже реализовали 1300 тонн. Приезжают за семенами отовсюду.

Для того чтобы поддержать производителей семян, минсельхоз в этом году выделил 3,7 млн рублей на выплату субсидий. Теперь покупателям каждый килограмм обходится в 8 рублей 30 копеек, область доплачивает 3 рубля 70 копеек. «Это нормальная цена для любого хозяина», – говорят аграрии. Результат не заставил себя ждать. Теперь отборный семенной материал стали приобретать не только крупные сельхозпроизводители, но и фермеры.

На складе тем временем отгружают ячмень Тулунскому району.

– Работать с «Элитой» впервые мы попробовали в прошлом году, – рассказывает экспедитор Николай Семенов. – Купили семена, урожайность значительно повысилась. До этого собирали максимум по 18 центнеров с гектара, с элитными семенами урожай составил более 23 центнеров. Конечно, это нам выгодно, тем более стали дотировать из области.

По распоряжению министра сельского хозяйства Александра Кириленко для того чтобы полностью обеспечить семенным материалом местных сельхозпроизводителей, до 1 апреля элитные семена можно было реализовывать только по области. После за ними выстроилась очередь приезжих из Забайкальского края, Бурятии и Якутии.

Отборное зерно отгружает ковшом… трактор. Ковш противно скребет по бетонному полу.

– Этот склад рассчитан на хранение 1000 тонн зерна, – проводит «экскурсию» Василий Федин. – Нужен зернопогрузчик, но поскольку его нет, отгружаем зерно трактором. Конечно, и технику выводим из строя, и пол на складе портится, но что делать? Купить новую технику нам не на что.

Осмотр помещения также не добавляет восторга: крыша пробита в нескольких местах. В довольно большие отверстия на высушенные семена летят снежинки, смешанные с дождем.

– Этот склад у нас «новый» – 1983 года постройки, – усмехается директор. – Вы вон на тот посмотрите. Мы недавно с риском для жизни с него шифер сняли. Я работаю в хозяйстве 22 года. Он уже тогда был старый, его построили в 1950-х…

Действительно, сооружение, разместившееся рядом, назвать складом, весьма проблематично: стены едва удерживаются подпорками, крыша похожа на горный рельеф, двери перекошены…

– Его даже ремонтировать смысла нет. Нужно строить новое помещение, – продолжает директор. – А новый склад стоит порядка двух-трех миллионов рублей. Надеемся на инвестпроект. Конечно, начнем строиться сами, возьмем кредит, главное, чтобы часть понесенных расходов нам потом компенсировали…

Согласно предложенной минсельхозом схеме доля бюджета в утвержденных инвестпроектах будет составлять 30–40%. Остальную часть предприятия должны будут найти сами: брать кредиты, использовать собственную прибыль… Схема, по мнению аграриев, сложна тем, что хозяйство сначала должно произвести затраты: купить технику, сделать ремонт, а только потом им возместят часть расходов. Но и за такое финансирование они готовы проголосовать обеими руками.

 

К посевной готовы

 

Управляющий Куядским отделением Эдуард Николаев рассказывает, что в нынешнем году посевная начнется с нового сорта пшеницы – «юнната» и овса – «егорыч».

– Я все директора спрашивал: «Зачем нам Егорыч? Пусть он у себя работает!» – смеется Эдуард Батаевич. – Оказалось, это сорт такой…

Управляющий показывает подготовленную к посевной технику. Сеялки 1983 года выпуска, трактора и комбайны на два года младше.

– К посевной наше отделение готово, – рапортует Эдуард Николаев. – Семена есть, удобрения тоже. Техника вот только устарела. Три года назад купили один «кировец» и все! Остальное – старое. Начала 80-х годов. Мы ее латаем-латаем каждый год, все надеемся на улучшение…

Старая техника, как выяснилось, не единственная печаль управляющего. Есть в Куяде еще один аварийный объект – ферма, в которой содержится 200 голов черно-пестрых элитных дойных коров.

Унылое помещение также давным-давно требует срочного ремонта. Более 10 лет назад для поддержки одной из стен установили на ферме деревянные лаги. Для капитального ремонта требуется порядка 15 млн рублей. Директор «Элиты» надеется, что сможет дать вторую жизнь ферме также благодаря инвестпроекту.

– Каждый день идем работать и боимся – выживем или нет? – жалуется старейшая доярка Нина Петровна Коробченова, показывая нам помещение. – Конечно, хорошо, что хоть такая ферма есть – есть работа, но ведь и о людях подумать надо!

Нина Петровна рассказывает, что трудится дояркой с 1965 года. За ней закреплено 50 коров.

– Всех в лицо знаю, – хвастает собеседница. – Вот Голубка, а это Забава, Горошинка, Крупинка, Вятка… Они все любимые. Коровы, как люди, к ним с любовью – они к тебе с лаской, привыкают, голос знают. Я им наговариваю, поглажу их, коровки у нас нежные, хорошо доятся.

На ферме с Ниной Петровной работают невестка и сын.

– Работа у нас тяжелая, первая дойка в шесть утра. Я прихожу в пять, потом в двенадцать, последняя – в шесть вечера, – рассказывает доярка. – Домой раньше девяти вечера не уходим. Пока коров привяжешь, помоешь… Ни праздников, ни выходных у нас нет. Погода, непогода – вставай да иди работай!

– Уровень нашей рентабельности 5%, – вступает в разговор Василий Федин. – В прошлом году получили 5 миллионов рублей прибыли. На эти деньги приобрели ГСМ, удобрения, средства защиты растений, произвели текущий ремонт – в общем негусто. Можно взять один комплекс и утереть слезы. А ведь еще нужно заниматься обновлением техники, складов, зерносушильного оборудования, сортировочных агрегатов. С инвестпроектами надежда появилась.

 

Аграрии ждут помощи

 

Большие надежды на реализацию инвестпроектов связывает и начальник управления сельского хозяйства Эхирит-Булагатского района Алексей Хунгуев. Он рассказал, что в районе семь линейных сельхозпредприятий, 29 крестьянско-фермерских хозяйств и 7,4 тыс. подсобных хозяйств. Также создано четыре кооператива по закупу молока и мяса. У населения с этого года молоко закупают по 12 рублей. Люди в прошлом году сдали 800 тонн молока.

– Мы готовим к реализации 16 инвестиционных проектов, касающихся развития сельского хозяйства территории района, и связываем с ними большие надежды, – говорит Алексей Хунгуев. – Есть проекты по производству зерна, картофеля, по молочному животноводству и мясному скотоводству. Так, хозяйство «Саган-Морин» в Кулункуйском МО планирует приобретать симменталов и герефордов с последующим выходом на племенное хозяйство. Есть инвестпроекты по овцеводству, пчеловодству и свиноводству, по развитию сельской кооперации и сельского туризма. Поступают заявки по инвестпроектам уже на 2012 год. Население заинтересовано. Если заработают проекты, мы точно сможем возродить сельское хозяйство на нашей территории.

Кузьма Алдаров рассказал, что минсельхоз вышел с предложением возмещать расходы по приобретению племенного скота, сельскохозяйственной техники и реконструкции и строительству животноводческих помещений. Размеры помощи пока проходят согласование. По технике и лизингу минсельхоз планирует компенсировать до 50% расходов, по строительству и реконструкции помещений – до 20%.

– Инвестпроекты внесли здоровое оживление в сельское хозяйство, – резюмирует Кузьма Алдаров. – Народ надеется на помощь, вкладывает собственные средства, оформляет кредиты, начинает ремонт… Мы уверены, что наше предложение поддержат и правительство, и депутаты. Ведь для того чтобы развивать сельское хозяйство, ему нужно сначала помочь.