Братский драмтеатр отмечает 25-летний юбилей
25-летний юбилей отмечает в этом году Братский драматический театр. Его директор Любовь Кудряшова считает, что появление этого культурного заведения четверть века назад было чудом для индустриального города. Рассказывая о творческих планах коллектива в интервью газете «Областная», она подчеркнула: «Мы не хотим превращаться в дешевое развлекательное учреждение и останемся театром для души».
На заре своей юности Братск был городом-монстром алюминиевой и лесной промышленности. Жизнь била здесь ключом, а молодые семьи создавались чуть ли не каждый день. К Братску было приковано внимание столиц, и он значился на всех картах мира. О городе слагали стихи и легенды. Александра Пахмутова музицировала в честь него на пианино, Иосиф Кобзон пел гимны, Евгений Евтушенко восхищался масштабами индустриализации. А Фред Юсфин, который в те годы с легкой руки поэта считался городским министром культуры, все подтягивал и подтягивал к городу самых известных и замечательных людей страны.
– Конечно, уставшие от валенок, строительных штурмов и побед в социалистических соревнованиях люди стремились к театральной культуре, хотели послушать оперу, тянулись к интеллектуальному, – вспоминает Любовь Кудряшова. – Поэтому, когда 25 лет назад в одном из деревянных зданий в Падуне открылся театр с небольшим камерным и очень уютным залом на 80 мест, это было чудом. К тому времени и самому городу уже было 30 лет. Первостроительный бум оставался далеко позади, и что-то организовать, найти денег на строительство или реконструкцию было уже не так просто.
26 февраля 1986 года в театре прошла его первая премьера – спектакль «Эстафета» по произведениям Николая Островского, Светланы Алексиевич и Александра Вампилова. Театральная жизнь в городе закипела. В год открытия братские артисты театра побывали на ежегодном фестивале в Иркутске (ныне фестивале современной драматургии им. А. Вампилова), где сразу же стали лауреатами. Затем, вспоминает Любовь Кудряшова, началось десятилетие вдохновения, успеха, театральной критики, внимания со стороны столичных режиссеров. Актеры Братского драматического театра были обласканы публикой, некоторым из них позже были присвоены звания заслуженных артистов России. В этом ряду – Татьяна Чернигова, Ольга Ленец, Ирина Кузнецова.
В 1980-е годы в театральном репертуаре было немало революционных спектаклей. Во всяком случае, отмечает Любовь Кудряшова, такими постановками предварялись все партсъезды. Труппа выезжала на гастроли не только в областной центр, но и в Москву, в Пермь. Публика принимала братчан овациями.
– С удовольствием и огромным интересом просматриваю старые архивы и нахожу массу уникальных документов, – рассказывает она. – Театр начинался с очень сильного творческого союза. Первым директором театра был Александр Герценштейн. Он всегда боролся за качество актерского состава, за признание в городе и за его пределами. Александр Моисеевич тщательно подходил к созданию каждого спектакля, к реквизиту, сцене, обращал внимание на любые мелочи. Из его приказов, хранящихся в архивах, видно, как важно было для него подобрать костюм или ботинки для актера, играющего роль Ленина. Первый спектакль «Эстафета» я не видела, я тогда еще училась в институте, а все последующие старалась посмотреть.
Первые годы существования для драматического театра были настоящей эпохой возрождения и творческого расцвета. Затем наступили трудные времена. В 1995 году театр переехал в театрально-концертный центр «Братск-Арт».
– Тогда мы чувствовали себя чужими. Существовать под одной крышей с многочисленными самодеятельными коллективами, с театром кукол было очень сложно, – говорит Любовь Кудряшова. – Мы казались себе бездомным театром, актеры продавали свои квартиры и разъезжались по другим городам.
Период затишья длился до 2003 года. Семь лет назад коллектив обрел свой дом. Сегодня здание театра расположено в самом центре города.
– С тех пор отношение к театру изменилось, – говорит Любовь Кудряшова. – Нам добавили еще четыре штатных единицы в труппу, и в актерском составе теперь 16 человек. Тем не менее перестроечный период оставил свой след. Нам трудно находить ведущих специалистов. Их и по России-то не найти, а тем более сложно их удержать в таком небольшом городе, как Братск. Молодые актеры стремятся после распределения остаться как минимум в областном центре, и чаще всего уезжают в Москву или Санкт-Петербург.
Сегодня, по словам Любови Кудряшовой, театр сам готовит себе смену.
– В начале 25-го сезона мы открыли при театре экспериментальную студию «Театр+», где занимается молодежь, влюбленная в театр, это студенты, старшеклассники, – говорит она. – Всего их примерно тридцать человек. Вырастим ли мы здесь своих артистов, покажет время, но то, что из студии выйдут подготовленные зрители – это точно. А пока они занимаются актерским мастерством, уроками сценической речи. Свою первую работу ученики студии уже показали в начале декабря прошлого года во время празднования 55-летия города Братска. Они поставили сценическую композицию «Первая любовь» по стихам замечательного иркутского поэта Анатолия Кобенкова, который был нашим частым и любимым гостем.
У Братского драматического театра хорошая биография, говорит Любовь Кудряшова. За годы существования в его стенах ставили спектакли талантливые режиссеры. Первым главным режиссером и художественным руководителем театра был Валерий Йонаш. На его счету спектакли «Эстафета», «Антигона», «Ангелы дьявола», «Провинциальные анекдоты», «Записки сумасшедшего» и другие. Позже в театре работали режиссеры Кирилл Филинов, Изяслав Борисов, Олег Кравзе и другие. Прекрасный творческий союз получился с Валерием Шевченко, хорошо известным культурному сообществу Иркутска своим знаменитым театром пантомимы. Вместе с Валерием Шевченко братчане поставили три очень хороших спектакля – «Искушение» (Николай Гоголь), «Алые паруса» (Александр Грин) и детский спектакль с клоунадой «Что такое этикет?» (Валерий Шевченко).
– Нам есть что вспомнить, и чем гордиться, – говорит Любовь Кудряшова. – Мы заслужили уважение нашего зрителя. И будем к этому стремиться всегда. Даже несмотря на свое неясное будущее, связанное с тем, что мы уходим в автономное плавание, в самостоятельность. Сейчас все больше хотят комедий, развлечений. Они лучше оплачиваются. Но нам надо удержаться. Мы не идем на потребу зрителя и стараемся показать ему то, чего он не знает. Зритель должен и погрустить, и поразмышлять. Одно сплошное развлечение не сделает нас умнее и добрее. Всего этого сейчас так много на телевидении. Мы не хотим превращаться в дешевое развлекательное учреждение и останемся театром для души.