Бюджет не догма
На этой неделе областные парламентарии провели очередную видеоконференцию. В ней приняли участие вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Истомин и председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Сергей Курилов. Разговор шел о законодательстве Иркутской области в финансово-экономической сфере. Депутатам было задано более чем на два десятка вопросов. Ответы на некоторые из них мы приводим в нашей публикации.
– Кто входит в комитет по бюджету и как он строит свою работу?
Курилов: В комитет входит ряд депутатов, среди которых есть руководители крупных предприятий. Сформировался, на мой взгляд, очень слаженный и компетентный коллектив, прекрасно разбирающийся в финансовых тонкостях. Главный документ, над которым мы работаем, – закон об областном бюджете. Не менее важная задача – отслеживать ход всего бюджетного процесса на территории области. Большое внимание уделяется системе межбюджетных отношений. Ну и, конечно, держим под контролем все налоговые поступления, которые приходят в бюджет.
– Скажите, существуют ли у нас в области льготы по транспортному налогу, и на какие категории граждан они распространяются? Будут ли вводиться новые льготы?
Курилов: Принятый в 2007 году областной закон о транспортном налоге предусматривает ряд налоговых преференции для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и инвалидов. Хочу напомнить, льготы распространяются только на одно автотранспортное средство. Размер налога зависит от мощности двигателя автомобиля или моторной лодки. В прошлом году федеральный законодатель предоставил субъектам право устанавливать нулевую ставку для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Сейчас депутаты рассматривают возможность предоставления такой льготы многодетным семьям, имеющим трех и более детей, опекунам и лицам, взявшим на попечительство детей. Хочу заметить, что с будущего года весь транспортный налог вернется в некогда упраздненный дорожный фонд. Туда же будут направлены акцизы на прямогонный бензин и моторное топливо. Все деньги будут направляться на ремонт и строительство автодорог.
Истомин: Хочу добавить: если сегодня на программу ремонта и строительства областных дорог направляется 1,8 миллиарда рублей, то на следующий год за счет транспортного налога, а также акцизов эта сумма увеличится до 7 миллиардов рублей. Как видите, увеличение значительное.
– Не можем понять, почему бюджет области так часто перекраивается?
Курилов: Действительно, изменения в бюджет в прошлом году производились достаточно часто. Но на то был ряд причин. Мы в течение года получаем из федерального бюджета безвозмездные поступления, которые в обязательном порядке должны быть внесены в наш областной бюджет. Так, например, весной пришли несколько миллиардов на обеспечение жильем ветеранов войны. А летом пришлось собирать даже внеочередную сессию, вызывая депутатов из отпуска, чтобы оприходовать деньги, поступившие из федерального центра на ремонт и реконструкцию дорог областного центра. Времени для их освоения оставалось немного, и мы спешили. Бюджет перекраивается и тогда, когда появляются собственные дополнительные доходы, которые надо распределить по расходным статьям. В первую очередь, конечно, на социальные, так называемые публичные обязательства. Причиной корректировки бюджета может стать и возможность удешевить наши долговые обязательства, заменяя дорогостоящие кредиты коммерческих банков бюджетными. Бюджет не догма, а живой организм, который постоянно обновляется.
– Президент Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию в декабре 2010 года сказал, что нужно отдавать больше налогов муниципалитетам. А в Иркутской области планируется передача каких-то налогов на муниципальный уровень?
Истомин: Мы знаем, что муниципальным образованиям не хватает собственных доходов на исполнение своих публичных обязательств. Три года назад мы решили им помочь и отдали местным бюджетам налог на добычу полезных ископаемых, добавили 5% к уже существующим нормативам отчислений налога на доходы физических лиц и плюс к этому – налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, так называемую упрощенку. Но разразился финансовый кризис, и пришлось вернуть все эти налоги в областной бюджет. В прошлом году мы вновь половину «упрощенки» передали местному самоуправлению. Со временем, может быть, и всю «упрощенку» вернем территориям. Потому что это, прежде всего, налог с малого бизнеса, в развитии которого заинтересованы органы местного самоуправления. Но с передачей налогов надо быть очень внимательным, просчитывая их экономическую и финансовую целесообразность. Тому пример налог на добычу полезных ископаемых. Когда мы передали его на муниципальный уровень, то выгоду от него получили лишь 8 территорий из 42. Львиную долю налога – 90 процентов – забрал Бодайбинский район.
– Сколько собираем налогов и сколько остается в области?
Истомин: В течение многих лет Иркутская область наряду с другими регионами ставит вопрос перед федеральным центром о перераспределении налогов в пользу субъектов. К сожалению, эта тема не находит отклика на федеральном уровне. А реальность такова: за последние 10 лет доля федерального центра возросла с 38 процентов до 50. И очень хорошо, что в послании президента Федеральному собранию заявлено, что Минфин вместе с правительством должны рассмотреть возможность перераспределения налогов в пользу субъектов для более полного исполнения государственных полномочий.
– Если я хочу открыть свой бизнес, например, по производству стройматериалов, то на какие налоговые льготы я могу рассчитывать?
Курилов: Основные льготы связаны с уменьшением налога на вновь приобретаемое имущество и налога на прибыль. Чтобы их получить, следует соответствовать определенным требованиям. Это и выпуск не менее 70% продукции, предписанный профилем предприятия, отсутствие задолженности по налоговым платежам, расширение числа рабочих мест…
– У нас уже более шести лет говорят о создании на Байкале особой экономической зоны для туризма. И там можно будет на льготных условиях вести гостиничный, туристический, транспортный бизнес. Какие льготы и на сколько лет будут даваться и что нужно сделать, чтобы работать в такой зоне?
Истомин: К сожалению, кроме разговоров мы в этом деле далеко не продвинулись. Та турзона, которая была определена в районе Большого и Малого Голоустного, и по которой был выполнен проект, оказалась не слишком подходящим местом для развития туризма. Постановлением российского правительства в октябре прошлого года границы турзоны были расширены, в нее был включен район Слюдянки и Байкальска. Но работы, на мой взгляд, идут вяло. Сейчас определяются только границы туристической зоны, в то время как наши соседи – Республика Бурятия – вырвались далеко вперед. В своей турзоне «Байкальские ворота» они уже возвели объекты электроснабжения, водоснабжения, проложили дороги… Сейчас японская компания ведет проектирование гостиничного комплекса, строительство которого начнется в ближайшее время. Они уже заблаговременно обучают свой туристический персонал в Корее и Франции. Что касается льгот, то те инвесторы, которые становятся резидентами особой экономической зоны, пользуются льготами по налогу на имущество, на землю, по транспортному налогу, и им снижается ставка налога на прибыль.
Следующая видеоконференция состоится в апреле. Председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина ответит на вопросы о работе областного парламента, миновавшего экватор своей пятилетней деятельности.