11.03.2011 13:00
Рубрики
Культура
Теги
11.03.2011 13:00

Грани творчества Марины Свининой

В Иркутске открылась экспозиция к юбилею фотохудожника

«Архетип Первозданной Женщины всегда был покровителем художников, писателей, танцоров, мыслителей, духовных деятелей, тех, кто ищет и находит, ибо все они посвящают себя творчеству – главному занятию инстинктивных натур» – эта цитата латиноамериканского философа Клариссы Пинколы Эстес из книги «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» занимает на выставке иркутского фотографа Марины Свининой «Грань миров» не менее значимое место, чем ее собственные снимки. Недаром выдержки из книги отпечатаны на фотобумаге и вставлены в рамы. Но они не столько раскрывают литературные вкусы автора, сколько настраивают зрителей на особый лад. Ведь экспозиция ее работ, которая открылась на прошлой неделе в фойе Иркутской областной филармонии, настоящий гимн женщине.

Работы на выставке погружают зрителей в мир волшебных образов. Здесь можно увидеть задумчивых ангелов, решительных воительниц и лесных ведуний. Всего в экспозиции 50 фотографий. Кстати, их число совпало с юбилейной датой, которую отмечает в этом году Марина Свинина. Между прочим она не из тех женщин, которые кокетничают по поводу своего возраста, потому что считает взросление неотъемлемой частью жизни:

– Истинная натура женщины раскрывается после 40 лет, – считает Марина Свинина. – Именно в этом возрасте она проступает через все социальные маски. Счастье, что я к этому времени сумела дать рукам мастерство, и мне есть куда направить эту сумасшедшую энергетику. Вместо того чтобы испугаться или заболеть, я трансформирую ее в свои работы.

Глядя на задумчивые лики ее моделей, абсолютно слитых с окружающей природой, кажется, что Марина Свинина посвятила чуть ли не всю свою жизнь изучению женской сути. Наверное, так оно и было, только началось все с мальчишеских игр.

– Я взяла фотоаппарат в руки впервые в 15 лет, потому что все мальчики в классе увлеклись фотографией, а я большую часть жизни провела в мужской среде – хорошо играла в хоккей, в 10 лет собрала велосипед, а в третьем классе начала коллекционировать марки, – вспоминает Марина Свинина. – Но моя природная склонность во всем постигать самую суть взяла верх именно в фотографии, когда я задумалась, а что еще можно делать с помощью камеры, кроме как снимать своих одноклассников?

По счастливой случайности, в конце 1970-х Марина Свинина попала в ученики к первому иркутскому фотохудожнику Александру Князеву. Так совпало, что именно в то время он вел факультет общественных профессий в Иркутском государственном сельскохозяйственном институте. Тогда он успел вырастить еще двух фотографов – Ивана Гурова и Владимира Гуляева. Сейчас Марина Свинина считает, что, возможно, ее любительское увлечение фотографией не переросло бы в более глубокий интерес, если бы Александр Князев не поручил ей вести занятия у первокурсников, ведь ей пришлось читать книжки и пытаться объяснить эту науку другим. Дальше уже невозможно было остановиться. В 17 лет фотографирование стало основной профессией Марины Свининой. Она начала сотрудничать с иркутскими театрами, в основном с Иркутским музыкальным, что также стало одним из главных ее увлечений.

– Я обожаю театр, – признается Марина Свинина. – Ведь он напоминает мне, что человек рождается для того, чтобы поиграть и приобрести жизненный опыт, но почти всегда забывает об этом, заигрывается и все начинает воспринимать всерьез. Даже в театре. На мой взгляд, в нашем мире душа приобретает телесный опыт и учится тому, что такое боль, страдание, любовь.

Фотографии на выставке – это синтез всех освоенных Мариной Свининой жанров. Сделаны они с участием профессиональных артистов. На ее снимках в различных образах запечатлены балетмейстер Александра Тихомирова из Санкт-Петербурга, прима-балерина Иркутского музыкального театра Мария Стрельченко, руководитель детской балетной студии Марина Демьяненко, актриса иркутского ТЮЗа Ольга Дерфлер, а также школьники – участники фотошколы в селе Посольск на берегу Байкала, где и было сделано большинство снимков. Все фото созданы за последние несколько лет.

– Идея этой серии возникла в 1999 году, когда у меня был период стихийного рисования, – вспоминает Марина Свинина. – Тогда я параллельно занималась психологией, изучала метафизику и рисовала абстрактные фигуры в балахонах с шариками. И вдруг в Посольске возникли модели, которые смогли воплотить эти образы в жизнь, все случилось само собой. И чуть ли не впервые я почувствовала, что Байкал инициирует мою работу, ведь то медитативное состояние, в котором находились мои модели, – его заслуга. Он как бы «вымыл» из наших душ все суетное и наносное.

Для того чтобы понять, что Марина Свинина фотограф с нестандартным взглядом на мир, не обязательно знакомиться с ней лично, достаточно лишь вглядеться в ее работы. Но при личном общении тонкость, с которой она воспринимает мир, может у кого-то вызывать удивление или даже непонимание. Однако в данном случае это определенно трудности окружающего мира, заигравшегося в серьезные игры.  

– Я интроверт, и меня больше всего интересует то, что внутри меня, – признается Марина Свинина. – Так я воспринимаю мир с детства, ведь я помню момент своего рождения так хорошо, что я никогда не смогла бы стать спелеологом. Кроме того, я всегда чувствовала, что все вокруг живое, а в детстве даже могла проснуться от того, что комод слишком громко разговаривает с ковром. И это детский опыт всю жизнь помогает мне оставаться самой собой, несмотря ни на что, и не играть в беспамятстве какие-то чуждые мне роли.

Наверное, именно это помогло стать Марине Свининой первой женщиной-фотохудожником в Иркутске еще в те годы, когда съемка считалась совсем не женской профессией. С 1994 года она является членом Союза фотохудожников России. Сегодня у нее есть имя и признание, а также смелость говорить на своем творческом языке и пропагандировать свою эстетику. Впрочем, об этом автор говорит с некоторой грустью:

– Белая ворона она и есть белая ворона, во всем, вплоть до того направления, которое я взяла в фотографии, ведь оно чуждо тому, чем занимается большинство авторов. Дело в том, что многие «снимают сливки» с поверхностного слоя реальности и полностью на этом сосредоточены. К сожалению, женщины-фотографы сегодня продолжают учиться фотографии по-мужски, идя логическим путем, но не развивая свое женское интуитивное сознание.

Во время знакомства с экспозицией как нельзя кстати бросается в глаза цитата из «женской библии» Клариссы Пинкола Эстес о том что «в мифах и сказках божества и другие великие духи испытывают сердца людей, являясь им в разных обликах, скрывающих их божественность», а делают они это для того, чтобы проверить «научились ли люди узнавать величие души во всем разнообразии ее обликов». Судя по всему, Марине Свининой это удается.