Международное признание Зимы
Молодые зиминцы стали победителями престижных фестивалей
Преподаватель детской музыкальной школы Татьяна Веретенникова и концертмейстер Дома культуры «Горизонт» города Зимы Николай Соклаков стали победителями двух престижных международных фестивалей. VIII конкурс «Северная Венеция» проходил в Санкт-Петербурге с 4 по 7 января. Татьяна Веретенникова (вокал) завоевала там первое место, а Николай Соклаков (баян) стал дипломантом. С 8 по 10 января зиминцы выступали на конкурсе «Московские созвездия» в столице. Там Николай Соклаков занял второе место, а Татьяне Веретенниковой жюри присудило Гран-при. На днях корреспонденты газеты «Областная» побывали в гостях у молодых зиминцев.
Народные песни – разные, как люди
Удивительный по красоте голос – чистейшее сопрано, высокое, сильное, с изумительной тембральной окраской доносится из-за двери концертного зала зиминской музыкальной школы. С любопытством заглядываю в приоткрытую дверь: «Какова же его обладательница?» Возле рояля – худенькая белоголовая девушка, до того маленькая – настоящая дюймовочка.
– Ты не знаешь, кто сейчас пел? Или это магнитофонная запись? Прости, наверное, ты готовишься к занятиям, а я тебя отрываю…
– Нет, это не запись, это пела я, – смеется собеседница. – Жду вас, мне сказали, что приехали журналисты. Я – Татьяна Веретенникова, преподаватель, а вы подумали – ученица?
– Извините, я действительно решила, что передо мной девочка, – смущенно оправдываюсь я. – Как-то не вяжется такой мощный голос с вашей хрупкой внешностью…
В ответ опять звучит заливистый смех…
Татьяна рассказывает, что уже три года после окончания областного музыкального училища преподает в Зиме народное пение.
– Впервые я вышла на сцену лет в шесть, – вспоминает она. – Еще в школу не ходила. До сих пор помню свое волнение, страх, переживание и тот восторг, который охватил во время выступления.
В семье Татьяны пели всегда и все: мама, братья, бабушка, отец виртуозно играл на гитаре. По семейным обстоятельствам жила Таня у бабушки.
– Кто был настоящим хранителем народной песни, так это моя бабушка – Тамара Александровна, – продолжает Татьяна. – Она не только знала великое множество частушек, песен, припевок, сама их сочиняла. Простая рабочая, всю жизнь трудилась на рельсовом заводе. Порой приходилось тяжело, но бабуля никогда не унывала. Бывало, махнет рукой, подмигнет озорно и запоет, да так, что все печали уходят… От нее у меня любовь к фольклору. Именно к фольклору, а не к уже обработанной и аранжированной народной мелодии. Я занимаюсь самым что ни на есть истоком, оригиналом. Носителей, к сожалению, практически уже нет. Нахожу тексты в сборниках, старых книгах. Народная песня привлекает необыкновенной мелодичностью, красивыми стихами, мне нравится текст, содержание песен. Нравятся обрядовые песни – поют их, разбивая на многоголосье. Ладовое образование очень красивое, внутриладовая распевность необыкновенно интересна. Вообще народные песни, как люди: все разные, сразу можно определить, кто их пел, откуда они пришли. Песни среднерусской полосы, например, отличаются от сибирских песен. У нас преобладают протяжные лирические, а в Курской области, например, свой диалект, свои традиции исполнения. Или, например, «Вологодские припевки». Я их исполняла на конкурсе. Озорная мелодия, веселая, яркая… Исполняется в мелкой технике. Вторая конкурсная песня – «Что ты, зорюшка желанная» – обрядовая, свадебная, протяжная, печальная… Для конкурса я выбрала песни, которые имеют не только интересные технические моменты, но и историческую ценность. Учила долго: по фразе, полуфразе… У меня есть мечта – разучить песню «Плач Евдокии», посвящена она 600-летию Куликовкой битвы. Я нашла ее в сборнике. Она очень сложная по образу, технике, мелодике.
Фольклор делает детей добрее
В музыкальной школе Татьяна организовала класс народного пения. Сейчас здесь учатся 17 ребятишек.
– Я детей везде собираю: в больнице, в школе, в магазине, – рассказывает наша героиня. – Как-то пришла в больницу, главврач говорит: «У меня дочь ходила в художественную школу, бросила, потом ходила на гимнастику, опять бросила. Ходит и бросает, ничто ее не привлекает». Я в ответ: «Приводите ее ко мне!» И вот результат: девочка занимается третий год и не бросает. Наоборот, просит: «Давайте мне что-нибудь посложнее!» Я каждого ребенка пытаюсь удержать. Есть дети из неблагополучных семей, им нужно особое тепло и внимание, они все это находят в фольклоре. Мы с ними разговариваем, выясняем ситуацию, я пытаюсь поддержать каждого. У меня занимаются дети от девяти до 15 лет. Трое вообще не имеют музыкального слуха. Я уверена, что его можно развить, ничего страшного в этом нет, было бы желание. Если ритма нет – это тяжело, но если нет голоса и слуха – не страшно. После года занятий у меня начинают петь все.
По словам Татьяны, дети загораются любовью к песне. На занятиях она рассказывает об истории, традициях, обычаях народа, обязательно находит интересные факты… Говорит, что тексты песен учатся тяжело, но если запоминаются, то уже навсегда.
– Мы каждую песню разбираем по частям, читаем книги, узнаем историю. Анализируем, рассуждаем… Народные песни более эмоциональные, чем эстрадные. Можно петь просто, демонстрируя свой голос и свои способности, а можно петь сердцем, показывая свои эмоции, свою душу.
Татьяна уверена, что ребятишки, увлекаясь фольклором, становятся гораздо добрее, человечнее и даже эрудированнее:
– У меня занимается девочка, она год не могла запомнить ни одну клавишу. В школе у нее тоже были проблемы. Год мы с ней бились… Я уговаривала маму: «Вы потерпите, будут результаты, не могут не быть!» И вы знаете, ребенок стал выправляться. Мама говорит, что и в школе у нее стало лучше. Она теперь даже стихи хорошо учит. С такими детьми, к сожалению, учителя не любят возиться. Куда проще поставить диагноз и спихнуть в коррекционный класс! Занимается у меня и моя младшая сестренка, ей 15 лет. Говорит, что тоже поедет поступать в музыкальное училище после школы. Пока отговорить не могу.
– Зачем же отговаривать?
– Это трудная профессия, ее надо любить, в нее надо столько вкладывать! Любить, без ожидания наград и признаний.
– Но вы-то получили признание…
– Вы знаете, с конкурсами получилось совершенно случайно. Я вообще никуда ехать не собиралась. Даже не знала, когда они проходят. Мой коллега Николай Соклаков узнал про конкурс и предложил поехать. Я говорю: «Ой, боюсь». Он в ответ: «Давай рискнем!» Ну мы и рискнули. До этого я участвовала только в одном – областном конкурсе «Молодость. Творчество. Современность». Стала победительницей. Больше никуда и не ездила. Как-то не люблю я это все. Хотя удовлетворение, конечно, получила огромное. Вы бы знали, как за меня радовались дети! Ну а в Москву поехать уговорили уже члены жюри. В Москве получилось так, что девушка, которая выступала передо меня, исполняла ту же песню, что и я, – «Вологодские припевки», но судьи присудили победу почему-то мне…
Напоследок Татьяна делится своими планами:
– Хочу ребятишек свозить на конкурс. Хочется показать, чему мы научились. Хочется, чтобы они тоже почувствовали особую атмосферу творчества и соревнования. И очень хочу, чтобы она у них также осталась в душе навсегда. А еще вместе с Николаем мы мечтаем организовать в Зиме народный ансамбль, куда бы приходили заниматься все желающие. Нельзя, чтобы прерывалась нить народной песни. Она века пережила, ее нужно беречь и сохранять во что бы то ни стало, ведь в ней вся наша история.