Декабрист, который спас Сергея Волконского
Вышла в свет «Полярная звезда» посвященная Артамону Муравьеву
Презентация 27-го тома документальной книжной серии «Полярная звезда», посвященная Артамону Муравьеву, состоялась на 26-м областном фестивале «Декабристские вечера». Новое издание читателям презентовала сама автор-составитель историк из Санкт-Петербурга, сотрудник Российского государственного исторического архива Татьяна Любарская. О том, какие сложности и открытия ожидали ее во время работы, она рассказала газете «Областная».
– Участвовать в этой серии мне предложил известный иркутский декабристовед Семен Коваль, – рассказала Татьяна Любарская. – Я могла выбрать героя сама, и выбор мой, нужно признаться, был довольно случаен. Скорее всего, я обратилась к личности Артамона Муравьева потому, что о нем было менее всего известно. А еще чисто по практическим соображениям, ведь материалы об этом декабристе в основном находятся в Петербурге, в Пушкинском доме. Если честно, Артамон Муравьев не вызывал у меня особой симпатии. Ведь именно его советские историки обвиняли в провале восстания декабристов. Дело в том, что он не согласился участвовать в восстании Черниговского полка. Но на самом деле все оказалось не так однозначно.
В работе Татьяну Любарскую подстерегало множество трудностей. Дело в том, что декабрист не оставил после себя ни записок, ни статей, ни публицистических работ. От него остались только письма, его собственные и написанные супруге Артамона Муравьева женами декабристов, которые уже уехали в Сибирь. Это был большой объем писем от Марии Волконской, Александры Муравьевой, Марии Вишневской, Екатерины Трубецкой. Многие из них требовали перевода на русский. Перевести источники Татьяне Любарской помогла переводчик Лидия Тривуш, которая сама давно занимается темой декабристов.
– Жены декабристов писали супруге о его состоянии, а поскольку письма были адресованы женщине, которая собиралась приехать в Сибирь, то делали это очень откровенно, – отметила Татьяна Любарская. – Этим они и отличаются от других, ведь обычно о своем психологическом состоянии декабристы не любили писать. Все они по-своему смотрят на то, что происходит с ними в Сибири, и это, несомненно, богатейший материал для исторической психологии, а также, возможно, для создания фильмов, спектаклей и других художественных произведений.
Благодаря этому материалу взгляд Татьяны Любарской на самого Артамона Муравьева изменился кардинально:
– Он не был идеологом в чистом виде, это был военный человек с очень большим опытом. Он прошел всю войну 1812 года, имел звание полковника, руководил людьми и в той ситуации вооруженное выступление считал бессмысленным. Он даже высказался на допросе, что не может губить людей для спасения собственной репутации, «кожи», как он сказал. И всей своей последующей жизнью он доказал, что был человеком добрейшим, расположенным всегда приходить на помощь. Например, он обладал медицинскими знаниями, и в Сибири они очень пригодились. В одном из писем Мария Волконская пишет, что Артамон Муравьев спас Сергея Волконского, оказав ему медицинскую помощь. На поселении в деревне Малая Разводная он регулярно делал обходы и лечил крестьян.
По словам Татьяны Любарской, работа над книгой была в ее жизни делом значительным, и она вряд ли снова возьмется за такой фундаментальный труд. Однако работа над томом из серии «Полярная звезда» обогатила ее знанием эпохи, а кроме того, сбылась ее мечта посетить Иркутск.
– Меня увлекают декабристы в контексте времени, – отметила Татьяна Любарская. – Ведь были и другие выдающиеся люди, близкие к этому кругу, которые тоже оставили массу писем. Мне было очень интересно их сравнивать. Например, переписка Вяземского и Тургенева, который сразу после казни декабристов уехал в Европу. После восстания столица воспринималась как эпицентр взрыва и многие покидали ее. Женщины часто уезжали в Европу. Известна и тоска по загранице, а по сути, как у Александра Пушкина, по независимости. Она прочитывается у многих современников декабристов, но не у них самих. Они оказались настолько вне всех правил, что, потеряв все, приобрели свободу.
По словам директора Иркутского областного историко-мемориального музея декабристов Елены Добрыниной, том, посвященный декабристу Артамону Муравьеву, который издан тиражом в тысячу экземпляров, в ближайшее время поступит во все библиотеки области. Кроме того, его можно будет купить в музее. В дальнейшем в серии также планируют издать тома, посвященные Гавриилу Батенькову, Петру Свистунову, Никите Муравьеву и Сергею Волконскому, эпистолярное наследие которого до сих пор не издано.