22.11.2010 08:00
Рубрики
Культура
Теги
22.11.2010 08:00

Онегин Пушкина в музыке Чайковского

Вчера в Иркутске состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, которая наверняка станет главным событием юбилейного сезона в музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Поставила ее режиссер Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Людмила Налетова.

На звание из ряда вон выходящего события постановка претендует, во-первых, потому что оперу ставят в столице Приангарья, мягко говоря, редко. Постоянная оперная труппа работала здесь в конце XIX начале XX века, тогда увидели свет 75 русских и зарубежных опер, в том числе и «Евгений Онегин», а в годы Великой Отечественной войны в Иркутске работал эвакуированный Киевский театр оперы и балета. Последней оперой, которую помнят театралы, была «Травиата». А во-вторых, потому что, несмотря на трудности, постановка явно удалась.

– Ставить оперу было непросто, ведь насколько я знаю, за этот жанр давно не брались в этом театре, – призналась Людмила Налетова. – Когда-то шла «Травиата», но уже сменилось поколение, и, конечно, не все артисты театра сегодня готовы исполнять оперу. Конечно, работа непростая, ведь опера – это музыкальный марафон, а не отдельные номера, к которым они привыкли. И большая партитура, которую нужно освоить. Но в общем и целом, я считаю, что мы справились.

Постановка производит очень целостное и органичное впечатление. Несмотря на то что «Евгений Онегин» знаком каждому россиянину со школы, ощущение известности текста пропадает практически сразу же. Безусловно, увлекает гениальная музыка Петра Чайковского в исполнении оркестра музыкального театра под управлением Николая Сильвестрова.

– «Евгения Онегина» я ставлю впервые, – рассказала Людмила Налетова. – Вроде такое хрестоматийное произведение, простая история. Две пары героев, одни любят друг друга, но счастье их разрушено – герой погибает, другие – сначала Она влюбляется, Он не любит, потом Она выходит замуж, Он – влюбляется. Казалось бы, что тут может быть интересного? Но гений Пушкина и гений Чайковского дают тот синтез, благодаря которому произведение будет интересно в веках.

Особую атмосферу спектакля создает оригинальная сценография московских художников Виктора и Федора Архипова. Иногда жесткие сценографические образы погружают в эпоху, а приглушенный фон на экране – бледного солнца, застрявшего в туче, летящего на зрителей космического пространства – добавляет глубины сюжету постановки. Особенно ярко эти образы играют в контрасте с первой пасторальной сценой. 

– Мы не ставили перед собой задачу поставить «Евгения Онегина» в чисто реалистическом, бытовом ключе, – отметила Людмила Налетова. – Хотя начало оперы на это и настраивает, мы специально сделали такой ход, чтобы была некая деревенская идиллия, в которой живут герои, полные надежд. В общем, такое стоячее болото: тут и вязание, и перебирание шерсти, и сено, и веночки. Это настраивает зрителя на то, что все так дальше и будет. Но появление Онегина разрушило этот мир, и все стало иначе. Татьяна остается наедине со своим чувством, с космосом, и совсем все обостряется. Ленский умирает. И жизнь уже по-другому воспринимается всеми героями.

Кстати, для Евгения Алешина роль Евгения Онегина бесспорная удача. Наверное, одна из лучших в его репертуаре:

– Партия Онегина входила в несколько тех, которые я мечтал спеть, – признается артист. – Самое сложное сочетать эмоциональное пение с правильным оперным и с драматической линией роли. Скажем, оперетта – сложный жанр по наполнению, но легкий – в том смысле, что в нем душу подключаешь не так часто, играешь мастерством и какими-то приемами. А опера приближается к драматическому театру, где внешнего очень немного. Но когда мы по-настоящему плачем, то не можем петь – мешают спазмы дыхания, но в то же время эмоции должны быть очень яркими, очень правдивыми, и это нужно сочетать с хорошим вокалом. 

Справились со своими задачами и другие актеры. Светлана Лунюшкина воплотила очень трогательный образ Татьяны. Заслуженный артист РФ Виктор Лессовой прекрасно исполнил роль Ленского. Ветренную Ольгу спела Елена Барабошкина. Но особые чудеса перевоплощения проявила Ирина Мякишева, она была совершенно неузнаваема и очень убедительна в роли няни Татьяны. 

– Перечитывая «Евгения Онегина» сейчас, мне были интересны совсем другие вещи, чем в молодости, – отметила Людмила Налетова. – Как любое классическое произведение, поэма многослойна. Меня затронули философские вопросы: почему юношеские мечты не сбываются? Почему судьба складывается так, а не иначе? Что зависит от человека, и в какой степени его поступок может повлиять на судьбу? Или все заранее предначертано?

Поразмышлять на эти темы вместе с режиссером теперь смогут и зрители. Однако смотреть они будут все-таки спектакль о любви – трагической, болезненной, несчастной, но бесконечно желанной. Ведь как поет князь Гремин в исполнении Андрея Данилова: «Любви все возрасты покорны…».