19.11.2010 13:00
Рубрики
Общество
Теги
19.11.2010 13:00

Навстречу солнцу

Иркутская область готова жить в одном времени с Красноярским краем и Бурятией

В минувшую среду депутаты ЗС поддержали обращение главы региона к председателю правительства РФ Владимиру Путину о смене часового пояса в Иркутской области. Таким образом, обе ветви власти дали согласие на сокращение разницы во времени с Москвой на один час и переход на красноярское время. Несмотря на то, что в итоге против сдвига по времени проголосовали только три депутата, дискуссия на сессии по этому поводу была довольно продолжительной. Вчера на пресс-конференции в поддержку этой идеи помимо депутатов выступили ученые, медики, предприниматели и общественные деятели.

Надо признать, что в России за последние 90 лет текущие метаморфозы со временем уже четвертые по счету и, как уверяют эксперты, самые разумные. Конкретно для жителей нашей области сдвиг времени на один час – это приближение к оптимальному биологическому времени.

Современная система поясного времени основана на теоретическом разделении поверхности земного шара на 24 часовых пояса. На каждый пояс приходится по 15 градусов долготы, а разница между смежными часовыми поясами измеряется часом. Протяженность нашей страны по долготе составляет 170 градусов. Соответственно, у нас 11 часовых поясов.

Однако по поясному времени страна жила только с 1919 по 1930 годы. В 1930 году стрелки часов были переведены относительно поясного времени на час вперед. Время назвали «декретным» (по декрету Совнаркома от 16 июня 1930 года), и в таком режиме мы жили до 1981 года. В апреле 1981 года постановлением Совмина СССР в дополнение к «декретному» времени летом стали переводить стрелки еще на час вперед. В результате летнее время оказалось уже на два часа впереди поясного. На зимний период время смещали на час назад. В течение 1991 года декретное время сначала отменили, потом восстановили, а в 1992 году вновь вернули переход на летнее и зимнее время.

Теперь государство собирается отказаться от декретного времени и отменить переход на летнее и зимнее время. По словам заместителя губернатора, полномочного представителя губернатора в ЗС Виктора Игнатенко, именно эти основные идеи заложены в проекте федерального закона «О порядке исчисления времени на территории РФ», который сейчас разрабатывается. Кроме этого, число часовых поясов в стране должно сократиться с 11 до 6. И именно этот пункт вызывает наибольшие споры.

 

Меньше не значит хуже

Мы далеко не первые из российских регионов, кто подвигает свое время ближе к Москве, выполняя волю президента о сокращении числа часовых поясов в стране. Эта идея впервые прозвучала год назад, в ноябре 2009 года, в послании президента Федеральному собранию. Уже в марте нынешнего года при переходе на летнее время исчез самый восточный часовой пояс России – Чукотка и Камчатка перешли на магаданское время. Разница с Москвой для них сократилась с 10 до 8 часов, а с большинством дальневосточных регионов – с двух часов до одного. На московское время перешли Удмуртия и Самарская область, которые опережали столичное время на час. Часовых поясов в результате стало девять. Эти регионы в середине октября просто не стали переводить стрелки часов вперед.

Как отметил Виктор Игнатенко, смена часовых поясов и их сокращение имеет несколько аспектов: медицинский, экономический и управленческий. С точки зрения медицины действующее «декретное» время не соответствует естественному биологическому. С этим утверждением согласны большинство медиков.

С медицинской точки зрения смещение часовых поясов в пределах двух часов вызывает только временные функциональные сдвиги в работе организма, которые восстанавливаются даже у детей и пожилых людей в пределах от 20 до 40 дней. Здоровый человек может их и не заметить. Тем более что в Иркутской области время сдвигается лишь на час. По словам депутата ЗС, доктора медицинских наук профессора Татьяны Бардымовой, «практическая медицина доказывает, что этот час отрицательного влияния не оказывает хотя бы с той точки зрения, что пик гормонов адаптации начинается в восемь, девять утра. Значит, люди будут приходить на работу более подготовленные к ней. Также гормоны сна с пиком синтеза в три часа ночи при смещении времени будут вырабатываться в два часа ночи. А это значит, что сон будет более глубоким и продолжительным. В результате гормонов радости человек будет вырабатывать больше». 

Кроме этого, сетка телевизионного вещания будет сдвинута на час назад. Программа «Спокойной ночи, малыши!» будет начинаться в 20.50, а многочисленные фильмы, которые у нас обычно начинают показывать в 22–23 часа, также сдвинут на час назад. Что хорошо и для детей, и для взрослых.

– С практической точки зрения жители Иркутской области приобретают дополнительно один час своей жизни. Это благо, а от блага грешно отказываться, – уверен депутат ЗС Андрей Кайдаш.

Жить по красноярскому времени, по словам вице-президента ИРО работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» Виталия Толстова, изъявили желание большинство руководителей промышленных предприятий. При этом производственники выступают за отмену перехода на летнее и зимнее время.

Как рассказал Виктор Игнатенко, политика государства такова, что сокращение числа часовых поясов будет происходить в пределах нескольких субъектов, связанных экономически. Например, мы будем в одном часовом поясе с Красноярском и Бурятией, составляя Восточно-Сибирский экономический район. Бурятия уже направила в правительство страны свое обращение о переходе на красноярское время. Все эти изменения должны в итоге повысить общую управляемость государством, а то у нас часто происходит так, что пока вся страна работает, Москва еще спит. В прямом смысле этого слова.

 

Станет ли ближе Москва?

Вчера на пресс-конференции председатель президиума ИНЦ СО РАН, член-корреспондент РАН Игорь Бычков на вопрос: «А может ли Москва пойти навстречу регионам и сдвинуть свое время на час вперед?», такую возможность не исключил хотя бы теоретически.

Дело в том, что астрономическое московское время отличается от фактического на два часа. Если в столице, к примеру, семь утра, то «по солнышку» это уже девять часов.  

В этом случае с тем же Красноярском, Иркутском и Улан-Удэ разница по времени составит только три часа.

– А если еще обязать работать московскую мэрию с восьми утра, а правительство России с семи, временная разница на большей территории страны вообще нивелируется, – заметил ученый.

Но принятие подобных решений исключительно во власти высшего руководства страны. На сегодняшний день Иркутская область свою часть пути прошла, направив в правительство РФ обращение о переходе региона в шестой часовой пояс.