12.11.2010 13:00
Рубрики
Спорт
Теги
12.11.2010 13:00

Антон Романов: Нам не хватает старших братьев

Проект школы Романова «Старшие братья» по итогам интернет-голосования в этом году вошел в тройку лучших муниципальных проектов в федеральном конкурсе «Здоровая Россия».

Оставлять на самотек нельзя

Проект «Старшие братья» существует более пяти лет. Суть его заключается в том, что каждое лето в нескольких городах Иркутска работают многочисленные детские площадки. Там под руководством студентов-инструкторов собираются школьники младших классов, оставшиеся без присмотра родителей. Ранее они слонялись по дворам, а сейчас играют в футбол, поют песни, конструируют фигурки из бумаги. В 2007 году в Иркутске таких площадок было 14, в 2008-м – 24, в 2009-м – 40. В 2010 году проект вышел за пределы Иркутска – в Ангарск, Шелехов, Большой Луг. Школа Романова объединяет своих последователей и приверженцев и в Бурятии.

По словам организатора проекта, депутата Законодательного Собрания Иркутской области Антона Романова, среди дворовых детей сегодня много брошенных на произвол уличной стихии.

– У большинства из них никогда не было старшего брата, – говорит он. – Родителям не до них, да и отцов-то у некоторых нет. Вы можете представить себе счастье десятилетнего мальчика или девочки, у которых есть старший брат, к которому можно подойти, обнять его, посидеть у него на плече, поиграть с ним, да и просто попросить рассказать о чем-то очень важном, почувствовать его защиту.

Ежегодно проект «Старшие братья» занимает призовые места в конкурсах, он заслужил высокую строчку в рейтингах социальных проектов. Сейчас проект признается на государственном уровне, но так было не всегда. По словам Антона Романова, в самом начале хорошему делу пришлось столкнуться с массой препятствий. Первым из них он называет инертность и пассивность общества, которое не верило в то, что вообще можно сделать что-то хорошее. Прохладно и незаинтересованно отнеслись к проекту власти. Но основное сопротивление, подчеркивает Антон Романов, было со стороны теоретиков педагогики.

– Дело в том, что мы придерживаемся педагогической системы Макаренко, который говорил о воспитании личности в коллективе, объединенном одной целью, – говорит он. – Мы считаем, что индивид, который не чувствует потребности реализовать себя на пользу общества, бесполезный для общества человек. Сегодня в школах культивируется противоположная концепция. В советском обществе были комсомольские, пионерские, октябрятские организации, объединенные одной идеологической целью. Но, на мой взгляд, организация школьников никак не должна быть связана с идеологией. Все дело в возрастных особенностях. Если их не объединять в детские организации, они все равно будут собираться, но уже где-нибудь в подворотнях. В этом нет ничего удивительного – детям нужно себя почувствовать значимыми, взрослеющими. Но только лидеры у них будут другими. Мы все еще хорошо помним о том, что как только пионерские и комсомольские организации прекратили свое существование, их место заняли криминальные авторитеты. Отсюда пошло увлечение блатной культурой, псевдогероикой воровской среды и ее романтизация. Сегодня при отсутствии официальных организаций наши дети тоже, так или иначе, объединены. Это скинхеды, эмо, геймеры. Их много. Более того, объединения принимают иногда антиобщественную форму.

По мнению Антона Романова, уход взрослых людей от воспитания детей ни к чему хорошему не приведет. Оставить все это на самотек – все равно, что купить огород и ждать, когда на нем вырастут овощи, говорит Антон Романов. В этом отношении Антон Романов очень показательной считает книгу Аркадия Гайдара.

– Мы стали стесняться таких выдающихся произведений, как «Тимур и его команда», на которых было воспитано целое поколение, – говорит он. – Тимур и его команда занимались полезной социальной деятельностью на благо общества. Мишка Квакин со шпаной совершал набеги на огороды своих соседей-дачников. Образно говоря, тогда Тимур и его соратники вытеснили квакинцев на обочину общества. Сегодня под лавкой оказались тимуровцы, а квакинцы вышли на поверхность. И громадное количество фильмов про криминальную среду – подтверждение этого.

Хорошо забытое старое

Такую ситуацию Антон Романов считает театром абсурда. Ведь никто из родителей не хотел бы, чтобы его сын стал вором, криминальным авторитетом и жил на криминальные доходы. Поэтому отрицательным организациям квакинцев всегда должен противостоять положительный опыт тимуровцев.

Проект «Старшие братья», как и движение тимуровцев, базируется на принципе социальной полезности. К тому же на Руси в больших многодетных семьях воспитанием младших занимались старшие братья, говорит Антон Романов.

По его словам, вокруг инструкторов «Старших братьев» во дворах, на площадках всегда собирается куча ребятишек. Каждый старается прикоснуться к инструктору, взять его за руку, прижаться к нему. С одной стороны, это вполне естественно, говорит Антон Романов, а с другой – в высшей степени необычно, потому что сегодня в обществе господствует другой стереотип поведения – «культура блатных». Хулиганы ведут себя совсем по-другому с малышами и подростками. У них другая манера разговора, а самоутверждаются они через подзатыльники, пинки и унижение. Никакому мальчишке и в голову не придет обнять хулигана, прижаться к нему.

– Занимаясь с детьми, наши инструкторы получают огромный эмоциональный заряд и сами взрослеют, а это другая положительная сторона проекта «Старшие братья», – говорит Антон Романов.

Сегодня проект «Старшие братья» состоит из нескольких программ. Одна из них – набор инструкторов. Он проводится в иркутских вузах и техникумах в виде деловой игры «Город без наркотиков». Кстати, именно с нее и начался проект «Старшие братья». Антон Романов вспоминает историю семилетней давности, когда в связи с изменением выборной системы в областной парламент (округа были увеличены вдвое, а половина депутатов Законодательного Собрания стала избираться по партийным спискам), в его избирательный округ вошел третий поселок ГЭС, признанный тогда наркотической столицей Иркутска.

– Избиратели потребовали от меня избавить поселок от наркобаронов и навести в нем порядок, – говорит он. – И первыми тогда обратились ко мне преподаватели и студенты энергетического колледжа, расположенного в Иркутске на улице Помяловского. Итог – мы пришли к «Старшим братьям», одной из идей которых было вытеснение наркоторговцев из колледжа.

Однако очень быстро организаторы проекта столкнулись с новой проблемой. Студенты-активисты колледжа благополучно получили образование, и на смену им пришла новая молодежь, из которой затаившиеся наркоторговцы готовы были воспитывать себе новых дилеров.

– И тогда мы решили – чтобы освободить учебное заведение от наркотиков, надо заниматься не столько самим учебным заведением, сколько городом, – говорит Антон Романов. – Каждое лето, начиная с 2007 года, мы выходим на площадки города и занимаемся с ребятишками. Это дает превосходные результаты.

 

СПРАВКА


Проект «Старшие братья» в 2004 году победил в конкурсе «Новый день» Детского фонда Организации Объединенных Наций UNISEF и Росбанка. В 2006 году – в конкурсе Общественной палаты Российской Федерации и Лиги здоровой нации. В 2007 году стал победителем всероссийского конкурса среди негосударственных организаций за лучшую программу в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. В 2008 году признан правительством Иркутской области победителем областного конкурса в номинации «Лучшая организация работы с уязвимыми категориями граждан». В 2009 году получил от государственной думы и правительства РФ диплом за первое место в конкурсе общественных объединений «Голос сердца».