Малое Море больших проблем

Вторая половина лета выдалась в Восточной Сибири довольно прохладной. Тем не менее, водоемы Иркутской области по-прежнему полны туристов, в том числе и иностранцев. Главная Мекка для них, конечно, Байкал. Справляться с возрастающим потоком приезжих с каждым годом становится все сложнее как самим туроператорам, так и службам, отвечающим за безопасность.

По мнению аналитиков, туриндустрия в нашем регионе  неуклонно развивается. За последние пять лет ее обороты ежегодно прирастают примерно на 10%. Такое галопирующее увеличение числа отдыхающих ставит перед властями новые задачи: во-первых, обеспечить сохранность уникальной экосистемы озера, а, во-вторых, – безопасность приезжих. Эта забота ложится на плечи спасателей и инспекторов ГИМС.

Традиционно «трудной» территорией для ГИМС на Байкале является Ольхонский район. В июле и августе в здешних заливах вода становится такой же теплой, как в южных морях. Госинспекторы по маломерным судам проводят здесь регулярные рейды и патрули. Однако их тревогу вызывает культура отдыха.

– В теплые дни на побережье Малого Моря собирается до 10 тысяч туристов, – рассказывает руководитель Хужирского инспекторского участка ГИМС Анатолий Антонцев. – И более половины из них – в состоянии алкогольного опьянения. Приняв дозу горячительных напитков, люди забывают слово страх, и смело входят в воду, порой переоценивая свои силы. Нередко они ныряют с пирсов и обрывов, что представляет большую опасность. Месяц назад я своими руками откачивал человека. Из его легких, после того как он более пяти минут пробыл в воде без сознания, вышло пять с лишним литров жидкости. То, что он выжил – настоящее чудо. Однако сам пострадавший, скорее всего не помнит об этом – настолько он был пьян. По числу лодок и катеров летом Ольхонский район сравним с крупным портовым городом. Головную боль для нас представляют гидроциклисты, которые катаются по заливам на высоких скоростях и нередко совершают опасные маневры. Один из таких «асов» умудрился врезаться в катер. Слава богу, травм каким-то чудом никто не получил, но все могло закончиться трагедией. Порой происходят просто анекдотичные случаи: в открытой воде на лодке глохнет двигатель, и тогда люди вспоминают, что забыли его заправить горючим.

В зоне ответственности Хужирского инспекторского участка 510 км. береговой линии от села Бугульдейка до мыса Елохин, а также острова Ольхон. Всю эту территорию контролирует группа из шести инспекторов. Нынешним летом им удается избежать серьезных происшествий и гибели людей. Однако с каждым годом это становится сложнее. Помимо акватории сотрудники ГИМС должны каждодневно проверять пляжи. Между тем, если руководствоваться государственными стандартами, пляжами их можно назвать с большой натяжкой. Для получения официального статуса пляжа необходимо провести тщательное водолазное исследование дна, взять анализ химического и биологического состава воды, выставить спасательный пост, разместить стенды с информацией о правилах безопасности, о погоде и температуре воды, оградить акваторию буями. После этого должно пройти освидетельствование инспекторами ГИМС.

– В настоящее время только один пляж на Ольхоне соответствует всем нормам. Еще пятнадцать – имеют статус оборудованного места для купания, – поясняет Анатолий Антонцев. – Остальная часть береговой линии для этой цели не предназначена.

На Хужирский инспекторский участок регулярно отправляются дополнительные группы инспекторов ГИМС для усиления контроля обстановки. При содействии властей Ольхонского района учреждена специальная межведомственная комиссия по безопасности на водных объектах. В нее входят представители местной мэрии, милиции и общественных организаций.

 

Еще одна проблема, с которой в последнее время инспекторам ГИМС приходится сталкиваться все чаще, – браконьеры. Установленные любителями легкой наживы сети таят в себе опасность как для отдыхающих, так и для судоводителей.

– Бывали случаи, когда, запутавшись в сетях, люди не могли выбраться и тонули, – рассказал сотрудник ГИМС Сергей Моисеев. – А недавно в Бурятии, в акватории Байкала, прогулочный теплоход с тринадцатью пассажирами на борту намотал браконьерскую сеть на винт. В результате двигатель начал работать в аварийном режиме, пробил дно, и судно дало течь. Если бы не своевременная помощь спасателей, то история могла бы завершиться печально.

В начале лета одна такая сеть едва не сорвала операцию по тушению лесных пожаров. При подготовке к посадке Бе-200 ЧС на воду в зоне «приземления» были обнаружены нелегально установленные браконьерские снасти. Они появились, несмотря на то что все местные жители были предупреждены о запрете выхода в акваторию южного Байкала. Длина сетей составляла несколько километров. Если бы их не убрали спасатели, то самолет во время забора воды мог бы потерпеть аварию.

Для комплексного решения проблемы защиты от браконьеров в регионе проходят совместные рейды Государственной инспекции по маломерным судам и Рыбоохраны. На минувшей неделе такой сборный патруль проверил акваторию Иркутского водохранилища. Помимо восьми протоколов об административных правонарушениях, составленных на владельцев лодок и катеров, за три часа проверки заливов сотрудники Рыбоохраны изъяли более 20 незаконно установленных сетей. Их общая длина – около 800 метров.

– Промысловый лов рыбы в водохранилище запрещен законом. Почти все сети, которые мы изъяли, китайского производства – ввозить их на территорию России запрещено, так как они не пропускают мальков и наносят водным обитателям травмы. Почти вся рыба, попавшая в такие сети, погибает, – говорит ведущий специалист-эксперт Иркутского территориального отдела Рыбоохраны Евгений Докучаев. – Хозяев задержать не удалось – они ведут себя очень грамотно и в течение дня не показываются в акватории.

В день рейда в ловушку браконьеров попали щуки, окуни и хариусы. Большая часть из них погибла. Всю выжившую популяцию отпустили обратно в воду. Теперь в течение месяца изъятые сети будут дожидаться своих владельцев в Рыбоохране.

– Много людей к вам приходит и просит их вернуть? – спрашиваем мы у Евгения Докучаева.

– На моей памяти не было ни одного такого случая, – отвечает он. – При таком улове, как сегодня, общая сумма штрафа может достигать 11 тысяч рублей. Цена новых китайских сетей на нелегальном рынке – рублей 200.

– Безалаберность браконьеров просто удивляет, – рассказывает старший госинспектор по маломерным судам Иркутского участка ГИМС Анатолий Белезов. – Некоторые установили свои ловушки в пяти метрах от берега. А на берегу – дачи, турбазы и детские летние лагеря. Видимо, у браконьеров не возникает мысли о том, что своими действиями они создают условия, способствующие гибели людей.

Сборные патрули двух ведомств продолжатся до конца лета. Как говорят инспекторы, такая работа приносит свои плоды. Уже после первого рейда правонарушений в акватории озера Байкал и Иркутского водохранилища стало заметно меньше.

В целом, исходя из данных многолетней статистики МЧС России, в конце лета на водоемах области ожидается снижение числа происшествий.