Монументальное преображение

Монументальное искусство часто ассоциируется с советской эпохой. Тогда в моде был масштаб, а полотна изображали вождей пролетариата и прославляли подвиги трудового народа. Изменилась страна, все стало слишком зыбко, и нечего было провозглашать.

Но разве справедливо, что мы утратили выразительнейший способ украшать здания и пространства? Так думаешь, когда смотришь на великолепные произведения студентов кафедры монументально-декоративной живописи Иркутского государственного технического университета. Выпускники народного художника РФ профессора Виталия Смагина защитили дипломные работы. Их можно было увидеть на выставке в Сибэкспоцентре «Город + дизайн. Навстречу юбилею».

Школа Виталия Смагина

Кафедра в ИрГТУ – единственная в Сибири готовит художников-монументалистов. За годы ее существования было выпущено около 100 специалистов. Ее появлению Иркутск обязан счастливому стечению обстоятельств.

– Я вел рисунок и живопись в политехническом институте, – вспоминает Виталий Смагин. – Ректором тогда был Сергей Леонов, который спросил меня: почему я, художник, преподаю архитекторам? Тогда ему рассказал, что я – монументалист. Он загорелся идеей открыть кафедру, ведь институт в то время становился университетом. Преподавателями стали мои бывшие студенты: Оксана Романюк, Наталья Блинникова, Екатерина Сидельникова, Элина Змановских.

Виталий Смагин подошел к процессу обучение основательно и сумел воспитать настоящих профессионалов. Однако как монументалисты они практически не востребованы. В чем причина? Может быть, это инерция 1990-х, ведь в те годы новое строительство практически не велось. И выпускники кафедры вынуждены были работать как преподаватели, дизайнеры, художники-станковисты, оформители.

– Это преступная расточительность не использовать такой потенциал, – считает народный художники РФ, действительный член Академии художеств России и постоянный председатель ГАК кафедры Анатолий Алексеев. – Сегодня высокий уровень кафедры отметили и Академия художеств, и Союз художников России. Практически все выпускники защищаются на оценку «отлично». Почему же эти высококлассные монументалисты не занимаются своим прямым делом?

Атмосфера европейского уровня

Интересно, что на защите дипломов кафедры монументально-декоративной живописи в этом году были три бывших главных художника Иркутска – Виталий Смагин, заслуженный художник РФ Лев Сериков и архитектор Александр Картопольцев. И все они были членами творческой группы, разрабатывавшей «Концепцию развития монументально-декоративного искусства в городской среде Иркутска», которая уже утверждена городской думой. В ней намечены архитектурные ансамбли и объекты, где можно разместить живописные произведения: мозаики, росписи, скульптуру, декоративные произведения. И Виталий Смагин дал такое задание своим дипломникам.

– Результат получился потрясающим, – считает Александр Картопольцев. – Это готовые проекты, и если работы в бронзе стоят миллионы рублей, то эти мозаики не требуют больших средств. По сути – это просто более качественные отделочные работы. Конечно, гастарбайтеры не смогут их выполнить, но выпускники и студенты во время производственной практики – вполне. И за копейки мы получим городскую атмосферу европейского уровня.

В этом году дипломные работы кафедры уникальны – студенты впервые создают проекты для городской среды. Тем, чего лишал себя Иркутск, не пренебрегал ИрГТУ. Его уже можно назвать мини-музеем современной монументальной живописи. На стенах политеха разместились дипломы выпускников кафедры – мозаики Натальи Довнич, Елены Сергейчук, Григория Свердлова, Ольги Отпущенко, росписи Дмитрия Дрохина, витражи Евгения Палюжинского, Татьяны Слобожаниной, гобелены Елены Доженко, Марины Шестаковой и произведения многих других авторов.

Нескучные стены

На защите дипломов члены ГАК не могли сдержать эмоций – выпускники потрудились на славу. Например, Сергей Пнев создал объемное мозаичное панно для областной Детской школы искусств на улице Желябова. В нем он отразил символы, ассоциирующиеся с Приангарьем.

– Я хочу развивать монументальную живопись в нашем городе, – поделился планами Сергей Пнев. – Ведь ничем не поддержанная архитектура проигрывает. Иногда непонятно назначение здания: вывеска есть, но я ее не вижу или я иностранец. А язык художественного образа – универсален.

Работа выпускницы Дарьи Сугоняко построена на другом принципе. Ее объемная красно-синяя мозаика на здании лаборатории санэпидемстанции на улице Горького буквально взрывает пространство. В основе спираль – символ развития и ассоциация с молодежными субкультурами, для которых сквер между улицами Горького и Карла Маркса – любимое место отдыха.

Члены ГАКа также высоко оценили панно из керамической плитки в светлых тонах с символикой города на городской клинической больнице № 1 Анастасии Ижганайтене. Объемную парковую скульптуры в мажорной гамме Натальи Сковитиной. И изысканную аппликацию из ткани для ИрГТУ Дарьи Евстроповой. Хочется надеяться, что ученики Виталия Смагина увидят свои работы, претворенные в жизнь. И тогда многие уголки Иркутска преобразятся.