Беспросветная жизнь

8 апреля Всероссийскому Ордена Трудового Красного Знамени обществу слепых исполняется 85 лет. Когда в апреле 1925 года в Москве прошел первый учредительный съезд инвалидов по зрению, одной из целей создания Всероссийского общества слепых (ВОС) стала организация обучения и трудоустройства такой категории людей.

До революции слепой человек обычно или становился музыкантом, или на паперти просил милостыню и, как правило, занятия успешно совмещались. В советское время именно эта общественная организация стала одной из самых мощных объединений инвалидов со своими школами, профессионально-техническими училищами и предприятиями. Постельное белье, гофротара, консервные банки и масса других необходимых большой стране товаров делалось руками ничего не видящих людей. И в принципе, их жизнь была расписана от колыбели до последнего вздоха.

Сегодня только в Иркутской области около 7 тыс. человек относятся к инвалидам по зрению. Одна из самых больших городских организаций общества слепых находится в Иркутске и объединяет 866 человек. Из них половина – инвалиды первой группы. Иными словами, тотально слепые. Чем живут сейчас слепые и слабовидящие люди? Как облегчить и без того беспросветную жизнь? За несколько дней до юбилея эти вопросы стали предметом обсуждения на круглом столе «Равные права – равные возможности для инвалидов по зрению в спорте, культуре, образовании и труде», который в минувшую пятницу прошел в Законодательном Собрании Иркутской области. Организаторами выступили председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова и глава комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Татьяна Семейкина. В его работе приняли участие председатель ИРО Всероссийского общества слепых Галина Катрук, заместители руководителей профильных министерств Правительства области, депутаты ЗС, рядовые члены ВОС.

Если плохое зрение является врожденным недугом, то обучение таких детей происходит обычно на дому. Раз или два в неделю приходит учительница из соседней школы. Есть также одна на всю Иркутскую область специализированная школа-интернат №8 для слепых и слабовидящих детей. Она была открыта в Иркутске в середине прошлого столетия. Ее директор Валерий Дмитриев убежден, что именно интернатная форма является оптимальной моделью обучения для таких детей. Модное в последнее время понятие «дистанционное обучение» должно быть необходимым дополнением к такому обучению, но, ни в коем случае, не подменять его. Заместитель министра образования области Борис Михайлов убежден, что на нынешнем этапе необходимо создать при школе благотворительный попечительский совет.

— Это не значит, что мы пойдем с шапкой по кругу просить денег, — уверен замминистра, — но, тем не менее, появится возможность привлекать внебюджетные средства.       

Тем не менее, в жизни слабовидящего человека именно школьный период можно назвать самым спокойным и безмятежным. Вот что делать после школы, для многих остается неразрешимой проблемой. Если в советское время вчерашних школьников обучали, например, на слесаря-сборщика резисторов, после чего молодые люди долго и успешно трудились на заводах, то теперь такой специальности государству не требуется. С 1 сентября нынешнего года на базе ПТУ №17 будут обучать на «оператора баз данных», но некоторые из инвалидов уже уверены, что эта специальность без будущего, и кроме корочки слабовидящий ничего не получит. Тем более работу.

Как отметила Галина Катрук, одна из особенностей данного вида инвалидности – обязательное создание специализированного рабочего места. Время показало, что наиболее эффективная форма – создание собственных инвалидных предприятий самими слепыми. Сегодня в стране работает 157 таких предприятий, два из них в Иркутске. Наиболее знаменитое – предприятие «Бытовик». По словам председателя ИРО ВОС, в данный момент на нем трудятся 67 человек со средней заработной платой 16,5 тыс. рублей. Это, конечно, капля в море, но лучше, чем совсем ничего.

В противовес Галине Катрук, председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова убеждена, что не стоит концентрировать усилия лишь только на создании таких предприятий.

— Мы обязаны интегрировать наших инвалидов в общество, и здесь хороши любые формы – и специализированные предприятия, и надомный труд, и предоставление квотированных рабочих мест.

Создание рабочих мест для инвалидов, это один из тех редких случаев, когда государство оказалось гораздо расторопнее, чем предпринимательское сообщество. Как рассказала начальник отдела по работе с гражданами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы Службы занятости населения Иркутской области Ольга Ситник, для Иркутской области на этот год выделено 3 млн. рублей для создания 100 специализированных рабочих места для инвалидов, но желающих их создать пока не много. Даже те, кто в прошлом году сделал заявки, в этом от них отказались Причем квоты могут быть даже увеличены, но пока не востребованы даже имеющиеся. . По условиям программы, в ней не могут участвовать различные инвалидные организации, для них есть другие программы, речь идет о предпринимателях, как с образованием юридического лица, так и без него.

Подводя итоги работы «круглого стола», Ирина Синцова сообщила, что до 15 апреля комитет по социально-культурному законодательству ЗС рассмотрит все предложения и выработает рекомендации. В дальнейшем с ними будут ознакомлены все заинтересованные стороны.