Удобные платежи

«Одно окно» скоро станет доступно и по сотовому телефону

С 2004 года жители Иркутска стали забывать те времена, когда за телефон платили в одном месте, за жилье – в другом, за электроэнергию – в третьем. Именно тогда появилась новинка – «Система «Город», которая позволяет в режиме «одного окна» оплатить за все услуги сразу.

Сначала это были кассы, затем к ним присоединились терминалы и банкоматы. Полгода назад у населения появилась еще одна возможность – вносить платежи через Интернет. В скором будущем эти операции станут доступны и по сотовой связи.

Шесть лет назад в Иркутске заработала новая схема оплаты коммунальных и других услуг – через «одно окно». До этого времени жителям приходилось ходить к самим поставщикам (позднее в банки), отстаивать огромные очереди. Причем каждая организация собирала плату только за свои услуги. Люди вынуждены были крутиться по городу, тратя драгоценное рабочее время, так как в другие часы и выходные дни кассы поставщиков не работали. В 2004 году компания «Сиброн» в Иркутске стала пионером внедрения проекта под названием «Система «Город», который позволил сделать платежи комфортными.

– Это не был эксперимент, – рассказывает заместитель директора проекта Ирина Бурносова. – Мы приобрели продукт, уже опробованный в Новосибирске. Данная программа была разработана специально для этого города по просьбе администрации. Когда мы ее покупали, система действовала там уже пять лет, и положительные результаты работы были налицо. Ее главная цель – создание множества пунктов платежей по городу, в которых можно было бы оплатить за все сразу, и там, где удобно каждому.

В июне 2004 года в нашем областном центре состоялся первый платеж по «Системе «Город». На тот момент к ней присоединилось немного поставщиков услуг – в основном коммунальщики. Но число партнеров постоянно растет, потому что компании начинают понимать, насколько эта система удобна. На сегодняшний день «одно окно» охватывает более 90 организаций. Среди них все крупные поставщики услуг. И теперь помимо коммунальных услуг, телефонов и электроэнергии можно оплатить за детский сад, музыкальную школу, охрану квартиры, домофон, Интернет, кабельное ТВ, внести деньги на электронный кошелек, перевести накопления в пенсионный фонд «Благоденствие», оплатить за медицинское обследование и т.п. С 1 января этого года законодательство позволило принимать оплату штрафов ГИБДД не только банкам, но и другим коммерческим структурам. То же касается госпошлин, например, при прохождении техосмотра машины. «Система «Город» быстро среагировала на новшество и предоставила эту услугу жителям города и области.

Конечно, еще далеко не все поставщики услуг охвачены комфортностью платежей. Так, по словам Ирины Бурносовой, товарищества собственников жилья (ТСЖ) неохотно присоединяются к «Системе «Город». В Иркутске создано более 300 ТСЖ, из них партнерами «Сиброна» стали около 40. Видимо, еще действуют некоторые стереотипы. В ТСЖ, как правило, все платежи идут через кассира и наличными. Эту практику, накопленную годами, очень тяжело переломить. Хотя многие начинают понимать, что держать деньги наличными – значит, подвергать опасности кассира. Более того, последний не всегда находится на месте, поэтому нужно платить в определенное время, что обременительно для жильцов.

– Думаю, со временем все ТСЖ присоединятся к «одному окну» – считает Ирина Бурносова.

«Система «Город» работает практически во всей области – к ней подключено более 20 населенных пунктов, где действует около 100 пунктов приема платежей, в Иркутске их свыше 160. В основном пока это обычные кассы, которые предпочитает большинство жителей области, привыкших доверять человеку, а не железному ящику. Отличие окна «Системы «Город» от других в том, что в нем можно заплатить сразу за все услуги. К тому же многие кассы работают без выходных, обеда и допоздна. Например, переговорные пункты «Телекомсервис» или салоны связи «Девяточка».

Вот уже два года как в областном центре появились терминалы самообслуживания. Пока их немного, но установлены они удобно для населения – у поставщиков услуг, в управляющих компаниях, магазинах, в других общественных местах. Терминалы доступны все время работы этих организаций. Распознать их легко – по логотипу «Система «Город». Платить можно с помощью карты, которая выдается совершенно бесплатно. Достаточно ввести в поле меню номер карты и пароль, который можно получить в «Системе «Город», и все данные о платежах появятся на экране. Можно обойтись и без карты, но нужно знать и вводить лицевой счет каждой услуги, что не совсем удобно. Терминал, принимая купюры разного номинала от 10 рублей, сдачи не дает, однако лишние деньги не пропадают, они остаются на счету и автоматически идут на оплату услуг в следующем месяце.

– Сегодня мы подключили к «Системе» банкоматы «Транскредитбанка» по всей области, – добавила Ирина Бурносова. – В них могут оплачивать услуги те, кто находится на зарплатных проектах этой кредитной организации. В перспективе мы можем подключить банкоматы любого банка, который будет готов к этому.

Полгода назад жителям области стала доступна новая форма оплаты – через Интернет на сайте «Системы «Город». Зайдя по адресу www.uplati.ru, нужно зарегистрироваться с помощью карты «Системы» и пароля, после чего вы попадете в «личный кабинет», где собрана вся информация о ваших платежах. При оплате на сайте вводятся данные банковской карты международного образца любого банка, и все – деньги за услугу внесены. Правда, пока не за все услуги можно заплатить на сайте, например, за детские сады или сотовую связь, но это в планах на ближайшее будущее.

В скором будущем станет возможна оплата всех услуг по обычному мобильному телефону. То есть можно в маршрутке, в электричке или в загородном доме рассчитаться перед теми же коммунальщиками по банковской карте международного образца. В Улан-Удэ уже такое возможно, но там есть ограничение – к оплате принимается карта только одного банка. В России, пожалуй, только в Санкт-Петербурге доступна схема мобильной оплаты по картам любого банка. Именно поэтому «Сиброн» сейчас прорабатывает «сотовый» проект с питерским банком «Таврический». На это уйдет, скорее всего, около года.

– Подобные проекты ресурсоемкие, так как задействованы серьезные банковские технологии, – подчеркнула Ирина Бурносова. – Параллельно ведется работа по расширению сети пунктов оплаты и привлечению различных поставщиков услуг. К «Системе «Город» присоединились организации, предоставляющие информационные, полиграфические услуги. Через нашу «Систему» даже можно внести деньги за игру «Дозор» или оплатить обследование в центре компьютерной томографии. Так что количество услуг в «Системе «Город» непрерывно растет, приходите и пользуйтесь.  

На правах рекламы