05.06.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
05.06.2009 12:00

Виталий Курилов: Смотреть правде в глаза мне не страшно

В середине 1950-х годов в Иркутск приехал будущий студент Горного института (ныне ИрГТУ) Виталий Курилов. Рядовой представитель советской молодежи. Как и многие, он обладал целеустремленностью, амбициями и желанием во что бы то ни стало получить высшее (а это значит, качественное) образование. Но, в отличие от сверстников, ему все доставалось очень трудно, хотя тогда он этого не осознавал. За его плечами, несмотря на молодость, уже был Благовещенский техникум со строительной специальностью, служба в рядах Советской Армии и целый год по распределению в палаточном городке на стройке века – Братской ГЭС.

 

Кто бы мог тогда подумать, что пройдет немного времени – и этот студент, которого с самого рождения (1937 год) сопровождал титул сына «врага народа», станет тем, кто на долгие годы будет определять экономическую политику не только Иркутской области, но и всего Восточно-Сибирского региона. В 1985 году, накануне больших политических перемен, Виталий Курилов занял должность, перед которой почтительно «снимал шляпу» любой хозяйственник Приангарья. Он начальник Восточно-Сибирского территориального управления Госснаба СССР. В его подчинении – Бурятия, Иркутская и Читинская области. В его ведомстве – централизованные поставки промышленного оборудования, строительных материалов и всего, что необходимо для экономического развития Восточно-Сибирского региона. В его кабинете – правительственный телефон за номером 17 и прямая связь с председателем Совмина СССР Николаем Рыжковым. Его квартира – в центре города, в знаменитом доме рядом с памятником Ленину, который в народе окрестили по-простому – «кривая линия партии». Именно здесь выросли его дети – два сына, которыми он может гордиться. Старший, Сергей – депутат Законодательного Собрания Иркутской области, и младший, Александр – московский финансист. Оба они в полной мере испытали на себе жесткий папин характер и многому у него научились. Во всяком случае, стремление быть лучше, быть первыми останется у них навсегда.  

Сегодня Виталий Курилов немолод – дети давно выросли,  уже появились внуки. Но он себя ощущает вне времени. Советская эпоха ушла, а он остался, и у него нет поводов жаловаться на свою жизнь. Человек, который с раннего детства научился преодолевать трудности, не может потеряться в новом экономическом строе. У сына «врага народа» – установка на выживание. Так же, как и десять, и двадцать лет назад, Виталий Курилов сегодня легко решает многие проблемы. И отсутствие под рукой кресла руководителя не мешает ему быть лидером. Это к слову о том, кто кого красит – место человека или наоборот.

– Виталий Иннокентьевич, кто вы сейчас?

– Я Курилов.

– И все?

– И все.

Верность принципам

Виталий Курилов хорошо знает, что такое масштабное государственное имущество, но не чуждо ему и понятие советского быта, он даже спал в ледяных палатках Братской ГЭС. Походные условия жизни его никогда не пугали. И если было нужно, он, «красный директор», ночевал в своем рабочем кабинете.

Небедный человек Виталий Курилов носит старые часы советской марки, выпущенные в конце пятидесятых годов, не потому, что у него нет денег на швейцарские, а потому, что и «Полет», и «Слава», и первый человек в космосе – это его история и его принципы. Он им не изменяет. В его портфеле зачем-то лежат документы на реабилитацию отца. Он и сам не вполне понимает, зачем. Но они всегда рядом с ним. И это тоже, наверное, из области принципиальных поступков.      

Мне говорили, что с Куриловым будет невозможно договориться на интервью, что он грубый и резкий, и скорее скажет «нет», чем «да». Но во время личного общения я почему-то обратила внимание на его добрые глаза. И еще одна фраза из разговора старшего сына со своим отцом:

– Папа, ты всегда был добрым человеком, ты всегда помогал людям. 

Социалистический реализм Иркутска

В семидесятые-восьмидесятые годы для городского строительства наступили золотые времена. Примерно в это время Виталий Курилов работал начальником стройуправления и главным инженером «Иркутскжилстроя».

– Неужели это правда, что тогда в городе сдавали до ста строительных объектов в год?

– Мы действительно строили очень много. Иркутск вырастал на моих глазах. Появились новые корпуса релейного завода, авиазавода, завода карданных валов, ИЗТМ, корпуса мединститута, сельхозинститута, областная клиническая больница, кинотеатр «Баргузин», Торговый комплекс, стадион «Труд», общежития, жилые дома, детские сады.

Тогда же в Иркутске появилось первое десятиэтажное здание «Гражданпроекта», с которым тоже связана жизнь Виталия Курилова. В очереди на получение жилья в те годы стояло около семисот человек. Все они получили квартиры. Кстати, примерно в это же время был построен и знаменитый дом рядом с памятником Ленину. Он считался элитным и спроектированным по самым последним строительным технологиям: с лифтом, просторными квартирами. Сегодня это скорее памятник эпохе. За прошедшие десятилетия строительная отрасль шагнула далеко вперед. И то, что было удивительным тогда, теперь уже никого не впечатляет.    

Хотя если еще раз перечислить построенные тогда объекты, понимаешь – это и есть сегодняшнее лицо города.

Про жизнь

И все-таки Виталий Курилов резкий и категоричный человек. Смотреть правде в глаза не страшно, считает он, а полезно.

– Но если вы напишете то, о чем я сейчас вам скажу, у вас могут быть неприятности.

Его оценка современного поколения как потерянного, это цветочки по сравнению с тем, что он думает по поводу развала государства, президентов, правительства, губернаторов.

– Я доволен своей жизнью, но меня не устраивает то, что меня окружает. А вообще говорить и писать нужно не обо мне, а о тех людях, которые рядом со мной работали, они заслужили это, – заключает он.