И попал Федот-стрелец на Кругобайкалку

Как в одном спектакле соединить рэп, рок, шансон и поп-музыку

Сказку для взрослых «Про Федота-стрельца» по мотивам пьесы поэта и артиста Леонида Филатова поставили на основной сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. Интересно, что действие культовой истории режиссер Анастасия Гриненко перенесла в декорации КБЖД.

В основу сценографии спектакля лег образ Кругобайкальской железной дороги – уникального и колоритного памятника истории и архитектуры, – рассказала главный режиссер Иркутского музыкального театра Анастасия Гриненко. – И хоть художник-постановщик Ольга Грицаева из Минска создавала сценографию по снимкам, которые я ей отправляла, ей удалось создать атмосферу музея под открытым небом.

Декорации и костюмы в спектакле получились очень яркими и современными. Действие постановки разворачивается в сказочном пространстве на фоне паровоза, на котором передвигаются герои. Кстати, и название постановки в стиле граффити написано на импровизированных воротах, которые превращаются то в дом стрельца, то во дворец.

Спектакль открывает рэп-пролог, который исполняют скоморохи, одетые в современном стиле, с фольклорными элементами. Кстати, царь тоже предстает перед зрителями в стиле спорт-шик – в мантии и короне на красные мастерку и трико. Роль деспотичного и харизматичного правителя в спектакле сыграл народный артист РФ Владимир Яковлев.

Идея поставить сказку «Про Федота-стрельца» возникла, когда мы выбирали материал для бенефиса Владимира Александровича, было очень много вариантов, но мы искали что-то неизбитое и в последний момент остановились на этом произведении, – рассказала Анастасия Гриненко. – На самом деле роль царя – сложнейшая. У него четыре песни, рэп-батл, много выходов. Словом, по физической нагрузке этот материал для молодого человека. Но Владимир Яковлев – уникальный артист, и он в отличной форме и может легко справиться с таким материалом.

В роли царя комический и драматический дар Владимира Яковлева проявляется в полной мере. Артист легко справляется и современными молодежными музыкальными жанрами, которые в спектакле появились не случайно.

Современность присутствует в нашем спектакле, потому что произведение прочитывается людьми из нашего времени, – отметила Анастасия Гриненко. – Ведь изначально это скорее монолог, который блестяще читал сам Леонид Филатов. Поэтому нам нужно было заново придумывать драматургию. И хотелось, чтобы спектакль был интересен зрителям всех возрастов. Кроме того, сложность была в том, что стихотворный размер произведения одинаковый, а мюзикл невозможно поставить на один ритм. Поэтому мы решили использовать полистилистику, то есть разные жанры, поэтому в спектакле звучит рэп, рок, народная песня, классика, цыганские мотивы, клубная музыка.

Музыку для спектакля написал белорусский композитор Илья Поляков. В полифоническом полотне постановки есть узнаваемые цитаты: симфония Бетховена, «Незабудка» Тима Белорусских и Иона Саручану, цитата из группы Quееn и многое другое.

Еще одной сложной задачей было представить на сцене Того, кого не может быть.

Мы решили использовать пластику, чтобы показать этого загадочного персонажа, – отметила Анастасия Гриненко. – В нашем распоряжении есть талантливые балерины и танцоры, которые создали его образ. В спектакле это что-то непознаваемое, неописуемое, словно из другого измерения. Даже голос у него зыбкий, плавающий: не мужской и не женский, не взрослый и не детский.

В спектакле, как и в пьесе, множество смыслов и подтекстов, ведь произведение в свое время было написано на злобу дня, но режиссер сделала главным акцентом любовную линию. Маруся (Кристина Рагиль, Дарья Щур) и Федот (Иван Перевощиков, Александр Зайцев, Роман Лукьянчук) любят друг друга и счастливы вместе. Есть романтические отношения и у других. Например, у генерала (Никита Мещеряков, Гейрат Шабанов) – Баба Яга (Александра Гаращук, Анна Захаренкова), а у царя – нянька (Евгения Калашникова, Юлия Панченко). И даже царевна (Елена Барабошкина, Анна Рыбникова) в финале влюбляется в Того, кого не может быть.

В нашей сказке за спиной у каждого мужского персонажа стоит женщина, – отметила Анастасия Гриненко. – Мы подумали, что даже Тит Кузьмич – это могут быть имя и фамилия. В спектакле эту роль играют артистки Анна Козырева и Софья Сучкова.

В паре с Титом Кузьмичом – Фрол Фомич (Егор Кириленко, Станислав Грицких). Кстати, Егор Кириленко в другом составе играет роль царя.

Словом, зрителям будет чему удивиться на спектакле «Про Федота-стрельца», ведь он получился захватывающим и динамичным. Два действия смотрятся буквально на одном дыхании.