30.04.2024 11:40
Рубрики
Культура
Фото
из архива Иркутского музыкального театра
Фото:
из архива Иркутского музыкального театра
30.04.2024 11:40

Роман с музыкальным театром

У хормейстера Натальи Ладыгиной творческий юбилей

Участники хора Иркутского музыкального театра – универсальные артисты. Ведь они не просто могут украсить своим многоголосием музыкальное полотно постановки, но и играть полноценные роли, а также профессионально танцевать. Поэтому работа в хоре огромный труд, а распевки и репетиции – неотъемлемая часть творческого процесса. В рабочем состоянии коллектив вот уже 30 лет поддерживает главный хормейстер Наталья Ладыгина. В этом году она также отметила свой личный юбилей. Указом губернатора Иркутской области Ладыгиной объявлена благодарность «за многолетний труд и высокий профессионализм, заслуги в развитии культуры и безупречную работу».

 

– Наталья Владимировна, расскажите, как вы попали в Иркутский музыкальный театр?

– В 1993 году я поступила на музыкальный факультет Иркутского пединститута, была принята сразу на второй курс. В 1994 году к нам в институт пришел главный хормейстер и дирижер Иркутского музыкального театра Марат Агзамович Ахметзарипов, чтобы подобрать студентов в хор театра. Я не нуждалась в подработке, но очень любила петь, была участницей и лауреатом всероссийских вокальных конкурсов, поэтому он уговорил меня попробовать поработать месяца два-три. Придя в театр, я влюбилась в него, и вот уже 30 лет продолжается наш «роман». Я трудилась в паре с Ульяной Чугуевской. А в 2011 году меня назначили главным хормейстером.

 

– В чем заключается ваша работа с хором?

– Главная задача – подготовить хоровой музыкальный материал, который звучит в массовых сценах. Мы работаем над ритмом, звукоизвлечением, звуковедением, дыханием, хоровым строем и ансамблем. Сначала учим материал отдельно по голосам: сопрано, альты, тенора, баритоны. Потом сводим в женский и мужской хор и соединяем их вместе. Такая последовательность обеспечивает максимально красивое и гармоничное звучание. Затем работаем с концертмейстером, только после этого показываем готовый материал дирижеру. Дальше идет постановочная работа. У нас отличная дисциплина – обычно мы готовы даже раньше, чем нужно. Один нюанс: мы должны знать материал наизусть.

 

– Сколько артистов сейчас в хоре?

– Всего 20 человек. Елена Абрамян, Олеся Алимова, Ирина Джумок, Елена Ерохина, Роман Винокуров, Елена Григорьева, Валерий Валеев и Нина Кашина работают много лет. Из коллектива вышло немало солистов театра. Среди них Александр Айдаров, Светлана Щерботкина, Юлия Панченко, Гейрат Шабанов, Роман Лукьянчук, Софья Сучкова, Александр Зайцев. Интересно, что в хоре Иркутского музыкального театра начинал творческую деятельность солист Большого театра, заслуженный артист РФ Роман Муравицкий. Недавно в коллектив влились молодые артисты – выпускники Иркутского театрального училища, ребят активно вводят в спектакли, а старшие коллеги передают им опыт. Артисты хора нередко задействованы в разных ролях в спектаклях театра, так как все имеют музыкальное, вокальное, актерское образование.

– То есть участники хора тоже играют роли в спектаклях?

– Наш хор – универсальный коллектив. Умеет петь, танцевать и играть роли, воплощая замысел постановщиков. Это ценят иркутские и приезжие режиссеры и дирижеры, отмечая вокальные данные и талант нашего коллектива. Им легко работать с нами, потому что артисты нашего хора не только озвучивают спектакли, но умеют создавать нужные образы на сцене. Некоторые владеют музыкальными инструментами. В спектакле «Любовь и голуби» артистам аккомпанирует не только оркестр, но и инструментальный ансамбль хора, что позволило разнообразить его музыкальное сопровождение. С участием нашего коллектива музыкальный спектакль становится интереснее, богаче в вокальном и в актерском плане.

Еще одна особенность, которую отмечают приглашенные режиссеры, – удивительная сплоченность хора Иркутского музыкального театра. Наверное, еще и это помогает нашим артистам идеально звучать в унисон.

 

– Как можно попасть в хор музыкального театра?

– Прежде всего необходимо иметь музыкальное образование. Красивого, сильного голоса сейчас недостаточно, ведь современная музыка очень сложная. У нас идут такие спекали, как «Декабристы», «Мертвые души», в которых невозможно работать без музыкальной подготовки.

 

– Вы ведь тоже играете в постановках?

– Да, до сих пор. Конечно, постановок, в которых я работаю, становится меньше. Но недавно у нас была премьера «Летучей мыши», и для меня это была уже третья постановка данного произведения в театре. Я захотела выйти на сцену и работаю в спектакле с большим удовольствием и вообще очень люблю оперетту, потому что там волшебная музыка.

 

– Над чем вы сейчас работаете?

– Мы работаем над концертом, посвященном Дню Победы. Приступили к разучиванию нового материала – премьеры следующего сезона «Волшебник Изумрудного города» на музыку Евгения Загота.

 

– С каким настроением вы вошли в этот юбилей? Не жалеете, что выбрали эту профессию?

– С хорошим, я благодарная судьбе за то, что моя жизнь сложилась именно так. Мой муж бывший следователь, он к жизни относится более рационально. Говорит, все, что ни делается, к лучшему, и так и должно быть. И я тоже научилась у него такому отношению к жизни. Кстати, мы ведь именно там познакомились с моим супругом, он тоже работал в хоре, а потом изменил свою судьбу. А вообще театр – мой родной дом, поэтому о выборе профессии я не жалею.