24.04.2024 09:22
Рубрики
Общество
Фото
из архива Тахира Орипова
Фото:
из архива Тахира Орипова
24.04.2024 09:22

Бриллиантовый Гран-при

Юные танцоры из Усть-Орды завоевали главный приз на фестивале «Парящий феникс» в Пекине

Грандиозный успех сопутствовал воспитанникам молодой танцевальной студии Тахира Орипова из поселка Усть-Ордынский. На Международном фестивале в столице Поднебесной сибиряки не оставили соперникам ни единого шанса, забрав Бриллиантовый Гран-при. Мы неспроста употребили слова «грандиозный» и «молодой». Лишь три года назад Тахир получил диплом хореографа, два года преподает танцы детям, и уже такой успех!

 

Главное – начать

Мы маленькие, да удаленькие, – так говорит о своих учениках руководитель танцевальной студии ORIPOV DANCE STUDIO Тахир Орипов.

 

– Тахир, как вы попали в танцы?

– С детства люблю спорт, занимался легкой атлетикой. На танцевальную волну меня переключили фильмы «Шаг вперед», «Уличные танцы», они дали мне очень большой толчок, потом начался проект «Танцы» на ТНТ. Тогда казалось, для меня учебы не существует, я зависал в Доме культуры Хоринска настолько, что вахтеры пожилого возраста мне становились как бабушки и дедушки. В пятом классе я решил стать хореографом, и мама сказала: «Занимайся тем, что нравится тебе».

Три года назад Тахир окончил колледж искусств им. П.А. Чайковского в Улан-Удэ, а сегодня под его началом занимается уже девять групп.

 

– Почему после окончания колледжа выбрали Усть-Орду?

– После выпуска я хотел остаться в Улан-Удэ, меня звали в Тунку, но в итоге решил поехать вслед за своей любовью Юлей. Год проработал в Государственном ансамбле песни и танца «Степные напевы», но с самого студенчества хотел открыть что-то свое.

 

– На сегодняшний день у вас занимаются 260 ребят, как быстро сумели набрать такой коллектив?

– Вслед за желанием создать танцевальную студию возникли сомнения, стал одолевать страх. Дети – это в первую очередь ответственность! Ладно, один-два, а если десять? А потом мама и теща спрашивают: «Чего ты боишься? Попробуй!»

И я решился. Вместе с Юлией развешивали объявления. На первое занятие пришло десять человек. Подумал: «Это ко мне? Ого!» А я молодой, никто еще не знает в Усть-Орде. Через полгода коллектив подрос, а сейчас нас больше 260 человек: от пяти лет и «до бесконечности». Танцам все возрасты покорны. Есть ученица, которая помогает, практикуется и хочет пойти по такому же пути – стать хореографом. Самое главное – начать. Для новичков два-три месяца длится период адаптации, пройти которую помогаю так, чтобы и им было легче, и мне.

 

– А кого в коллективе больше, мальчиков или девочек?

– Это очень больная для меня тема. Я все-таки сторонник мужских танцев, но на 95% – это женский коллектив. Парни, не знаю почему, не идут в танцы. Может быть, менталитет такой: «Я – мужчина, я – борец». А я считаю, что танцы – это круто.

 

Какие танцы ставите?

– Бурятские и монгольские, близки мне эти культуры, хотя люблю русские, татарские, кавказские танцы. В планах, конечно, танцы народов мира. Наша студия несет свежее дыхание в хореографии, наш стиль – слияние народного танца с современностью, где-то с уличной культурой или народный стилизованный танец. Вместе с Тамарой Сергеевной Таршиевой, репетитором женского состава Государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы», создаем танцевальные постановки для нашей студии.

 

– Тахир, ваша студия танцев ведь еще очень молодая, и такие успехи на старте, откуда?

– Как раз 3 апреля, когда нам вручали Бриллиантовый Гран-при, студии исполнилось два годика, мы еще маленькие, но очень амбициозные. Дальше – больше. Считаю, что Гран-при – хороший подарок на день рождения.

 

– За счет чего все-таки удалось достичь таких результатов?

– У меня свой подход, «ориповский». Конечно, я отталкиваюсь от принципов педагогики, но делаю так, как чувствую, ищу свой подход к хореографии, к детям и, смотря на результат, скажу, что он работает.

 

– Тогда в чем заключается «ориповский» подход?

– Объясняй детям так, как чувствуешь сам. Без нудных и сложных понятий, терминов. Простенько, по-деревенски.

 

– Мы слышали, что для поездки в Пекин были организованы благотворительные концерты.

– Вся наша студия со своего первого дня держится по большей части на плечах родителей, которые оплачивают поездки. Вместе с тем мы ввели практику, чтобы дети зарабатывали на поездки сами – выступаем на мероприятиях и пополняем фонд студии. Чтобы поехать в Китай, мы с родителями и ребятами прошли большой организационный путь – дали четыре благотворительных концерта, для которых нам бесплатно выделили залы. Если бы не помощь неравнодушных людей, руководителей организаций, ничего бы не получилось. Спасибо всем, кто помогал.

 

– С какой программой поехали в Пекин?

– На конкурс мы везли четыре постановки: первая – «Зависимость», бурятский современный танец, в котором я танцую вместе с ребятами, показываю, что вокруг такой большой и красивый мир, поэтому не стоит ограничивать себя одними гаджетами. Второй танец «hэершаалган» – «Разбивание хребтовой кости». Мы показываем различные техники, имитируя удары. Во время выступления Кирилл Козлов по-настоящему разбивает кость. Очень зрелищно. Третий номер – «Шоно», переводится как «Волки», это свежая постановка и одна из визитных карточек коллектива. Четвертый номер называется «Нэгдэл» – «Единство», наша первая постановка.

 

– Кто для такого большого коллектива шьет костюмы?

– Костюмы создает дизайнер Оксана Алхунсаева, у которой своя мастерская. Все наши образы – совместные проекты с Оксаной Эдуардовной. Она вкладывает в них колоссальный труд, и я очень рад, что мне встретился такой дизайнер, который готов душу вложить, чтобы при этом все было в срок и красиво.

 

– Есть ли какие-то сложности в работе детского хореографа?

– Вот сейчас наступает сложный момент, к которому я готовился – выпускницы покинут коллектив. Дарина Добчинова и Галина Мусинцева намерены поступать на хореографа: одна в Иркутск, другая в Улан-Удэ. Я рад, что как-то повлиял на их выбор. Даже спросил: «Вы точно этого хотите?». Потому что танцы – не для слабаков.

 

– Что ученикам дают танцы в плане физического развития?

– В первую очередь колоссальную физическую подготовку, выносливость, стрессоустойчивость. Мы ведь, помимо танцев, делаем трюковые элементы. Мне кажется, это такой же спорт, где высокая конкуренция, важно показать результат. Тот же балет –  сложнейший вид сценического искусства, где не каждый мужчина выдержит чисто физически.

 

– Тахир, есть ли личности в хореографии, на которых вы равняетесь?

– Я вдохновляюсь Мигелем (хореограф, наставник в программе «Танцы» на ТНТ), мне очень нравится его энергетика. Смотрел все танцы команды в шоу и прямо зажегся. Николай Цискаридзе – это уже легенда, Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – визитная карточка Российской Федерации, а также Михаил Годенко (основатель ансамбля танца Сибири). Фигур очень много, у каждого есть чему поучиться, но говорят ведь: «Не сотвори себе кумира».

 

– Насколько сложно развивать артистизм у начинающего танцора?

– К каждому ребенку требуется свой подход. Мне нужно, чтобы в конечном счете ученик чувствовал себя на сцене как рыба в воде, располагал к себе зрителя. Это поэтапный процесс: одни дети уже открыты сами по себе, их нужно лишь чуть подтолкнуть, а есть дети скромные, даже замкнутые, тогда это двойной процесс. И таких детей в коллективе достаточно много: пришли зажатые, а я люблю, когда в танцах кричат: «Шу! Хэй!», а для них даже сказать что-то страшно. Я разговариваю с ними, пытаюсь донести мысль, что скучные люди никому не интересны. Если хочешь, чтобы тебя зритель полюбил, – отдайся танцу, улыбайся на все 32 зуба, или сколько у тебя их есть! Самые маленькие, с выпавшими молочными зубками, улыбаются во весь рот. Они же маленькие, непосредственные. Всем советую брать пример с самых младших, ведь именно их открытость и энергия – это самое главное.

 

– С чего начинается разработка нового танца?

– Сначала ищу музыку и от нее отталкиваюсь. Если мне нравится музыка, то ко мне приходит моя лучшая подруга – муза, и мы начинаем разговаривать, придумывать движения. Придумав первые две связки, задаюсь вопросом: «Про что этот танец?», только затем выстраиваю рисунок.

 

– Откуда берете музыку?

– Из открытых источников, но думаю, что пора переходить на авторские произведения.

 

– Тахир, есть ли мечты, связанные с танцевальной студией и ее дальнейшим развитием?

– Мне самому интересно, что будет дальше. Мечтаем выступить на главной сцене нашей страны, в Кремле. А еще поехать на мощный танцевальный чемпионат, где будут выступать сильнейшие коллективы, посмотреть на них, показать себя.