Выбить «серых» майнеров из зоны комфорта

С участием широкого круга экспертов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» провел круглый стол по теме «Перекрестное субсидирование и итоги дифференциации тарифов на электроэнергию для населения».

Как сообщил в своем докладе директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим, с 2024 года дифференциация тарифов для населения по объему потребления введена в 57 субъектах России, в том числе в рамках реализации механизма социальной нормы потребления – в шести субъектах. И рактически везде, по словам эксперта, порог первого диапазона потребления установлен на уровне, который превышает среднестатистическое потребление домохозяйствами. До настоящего времени 32 региона не ввели никакой тип дифференциации. По информации ФАС, 20 регионов сообщили о намерении в мае перейти на новый способ оплаты.

С точки зрения института развития дифференцированного тарифа, наша страна находится в начале пути. Еще в прошлом году ни один из субъектов страны не собирался переходить на дифференцированные тарифы, нигде не были подготовлены соответствующие решения. А 1 января 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 2281 от 23 декабря 2023 г., и ситуация изменилась. Сегодня к нововведениям адаптируются и регионы, и гарантирующие поставщики. У нас есть возможность усовершенствовать этот механизм, сделать так, чтобы он давал необходимый результат, – отметил Дмитрий Васильев, начальник Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы России.

Как известно, в нашей стране действует так называемое перекрестное субсидирование, при котором заниженный уровень тарифов для одной категории потребителей компенсируется увеличением тарифа для других. В нашем случае население платит меньше за электроэнергию, а предприниматели, средний и  крупный бизнес соответственно больше. Объем «перекрестки» растет из года в год. По информации Сергея Сасима, по состоянию на 2024 год совокупный объем доплаты бизнеса достиг исторического максимума – 300,6 млрд рублей. Причем, если за период с 2017 по 2022 год «перекрестка» выросла на 47,4 млрд рублей, то за последние два года – на 50,8 млрд рублей. Поскольку одномоментно ликвидировать перекрестное субсидирование невозможно, поэтому дифференциация тарифов для населения представляется некой попыткой постепенного перехода к целевой модели.

Часто можно услышать аргумент о том, что перекрестное субсидирование – это очень эффективная мера социальной поддержки, которая позволяет системно снизить бремя расходов на коммуналку для населения, поддержав самые уязвимые категории граждан и не прибегая к избыточным тратам из бюджета. Действительно, если мы посмотрим на уровень перекрестного субсидирования, то он существенно превышает объемы бюджетных расходов на адресную субсидию.

Но эта математика довольно лукава. «Перекрестка» распространяется пропорционально удельному объему потребления, а уровень потребления, как правило, растет пропорционально доходу семьи. В связи с этим более обеспеченное домохозяйство получает большую часть этой субсидии, что не соответствует цели социальной поддержки. Поэтому повышению «перекрестки», скорее всего, больше обрадуется бизнесмен, заряжающий три электрокара в загородном доме с подогреваемым бассейном, чем мать-одиночка, которая перебивается нестабильными заработками, – пояснил Сергей Сасим.

Эксперты сошлись во мнении, что искусственно заниженные цены на электроэнергию для населения развязали руки предприимчивым гражданам, стали причиной многочисленных злоупотреблений. Нелегальные майнеры, потребляя сверхобъемы электроэнергии и оплачивая их по низким тарифам, добывают криптовалюту и получают прибыль. Вместе с тем они наносят значительный вред энергосистеме, провоцируют аварийные отключения и пожары.

Также их деятельность привела к энергодефициту во многих регионах страны. Действенным механизмом, который позволит выбить «серых» майнеров из зоны комфорта, может стать механизм дифференцированного тарифа.