17.04.2024 09:43
Рубрики
Культура
Фото
из архива Иркутского областного кинофонда
Фото:
из архива Иркутского областного кинофонда
17.04.2024 09:43

Фильмы о важном

Директор кинофонда Андрей Сальников о «Человеке и природе – 2024» и съемках кино в Приангарье

Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа» им. В.Г. Распутина пройдет в 23-й раз. 10 апреля завершился прием заявок на участие в конкурсной программе. Фестиваль получил грантовую поддержку президентского фонда культурных инициатив, что свидетельствует о его высоком статусе и актуальности экологической повестки. О том, как идет подготовка к главному кинособытию региона, рассказал директор Иркутского областного кинофонда Андрей Сальников.

 

– Андрей Иванович, расскажите, что ждет участников и зрителей «Человека и природы» в этом году?

– У фестиваля уже сложились свои традиции. Одна из них – проведение питчинга, то есть презентации дебютных кинопроектов для привлечения продюсеров и инвесторов к работам начинающих кинематографистов. От Иркутского областного кинофонда победитель получает 300 тыс. рублей. Кроме этого в прошлом году при поддержке областного министерства культуры был учрежден специальный приз имени Леонида Гайдая – сертификат на 150 тыс. рублей на техническое сопровождение проекта. Я не случайно обращаю внимание в первую очередь на питчинг. Сегодня в Иркутске активно развивается кинопроизводство. В процесс включаются не только опытные кинематографисты, но и молодые ребята – студенты Иркутского филиала ВГИК – операторы, сценаристы, режиссеры, продюсеры. И очень важно дать им возможность проявить свой талант, поддержать их собственные проекты.

 

– Сколько заявок было подано на фестиваль?

– Отсмотреть предстоит 180 фильмов из 35 стран мира. В конкурсную программу войдут 30–35 лучших работ, также часть фильмов мы традиционно показываем на фестивале вне конкурса. Отборочная комиссия уже приступила к работе, и шорт-лист будет объявлен в июне. Сам фестиваль в этом году будет проходить с 17 по 27 сентября. Жюри традиционно определит победителей в номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучший научно-популярный фильм», «Лучший игровой фильм», «Лучший анимационный фильм», «Лучший полнокупольный фильм», а также присудит приз «Байкал» за остроту поставленной экологической проблемы. Кроме этого традиционно будут присуждены специальные призы молодежного жюри, СМИ-сообщества и зрительских симпатий. Гран-при фестиваля «Человек и природа» составит в этом году 500 тыс. рублей.

 

– В прошлом году на фестиваль поступило рекордное количество заявок – более 900, в этом году их значительно меньше. Чем это объясняется?

– В этом году подача заявок регламентировалась большим количеством требований. Мы пошли на такой шаг намеренно, чтобы дать возможность отборочной комиссии максимально качественно отработать с контентом и отобрать лучшие фильмы, как с профессиональной точки зрения, так и с позиции зрительского интереса. Многие работы, которые авторы оценивают как конкурсные, не выдерживают критики. Далеко не всякий продукт, снятый на смартфон, может претендовать на звание фильма. В прошлом году очень много работ поступило из стран Африки и Латинской Америки. В этом году география изменилось, в приоритете Россия, европейские страны – Испания, Италия, Австрия, Швейцария, Франция, много копродукционных проектов: Аргентина – Великобритания, Россия – Германия, Австралия – Марокко. Из экзотики – Уругвай, Гвинея-Бисау. Традиционно больше всего работ снято в жанре документального кино.

 

– Кинофонд к Дню иркутского кино представил новый 11-й выпуск киноальманаха «Земля у Байкала». Расскажите об этом проекте.

– Отделом по развитию кинопроизводства областного кинофонда с 2013 года снято более 80 сюжетов, рассказывающих о наших земляках, о знаменательных событиях. А до этого кинолетопись создавали кинематографисты Восточно-Сибирской студии кинохроники. В этом году иркутские режиссеры – участники проекта «Земля у Байкала» представили девять сюжетов, их героями стали летчик Валерий Хайрюзов, актер Александр Булдаков, механизатор Леонид Ушанов, потомки первого иркутского кинематографиста Антонио Донателло. Премьерный показ с успехом прошел в Доме кино, был полный зал. Отмечу, что зрители с большим интересом смотрят документальные ленты, задают много вопросов авторам, и не только в Иркутске, но и в других городах и поселках, куда наши режиссеры отправляются в творческие командировки.

Хотелось бы отметить, что проект кинолетописи удалось возродить благодаря поддержке министерства культуры региона. Министр культуры Олеся Полунина всегда интересуется, как идет работа над проектом, и обязательно приходит на премьерный показ альманаха.

 

– Наверняка уже идут съемки нового выпуска киноальманаха?

– Да, конечно. Среди сюжетов об одном из старейших в стране Музее часов в городе Ангарске, о Байкальском международном кинофестивале «Человек и природа» им. В.Г. Распутина, о жизни воспитанников Суворовского училища, о зимнем Иркутске, где в этом году прошел масштабный конкурс ледяных скульптур, о художнике Владимире Осипове из Листвянки и ряд других. Кроме того, наш режиссер, руководитель отдела по развитию кинопроизводства Полина Степанова работает над документальной лентой «Дипломатический корпус», который посвящен культовому сербскому режиссеру Эмиру Кустурице и его этно-рок группе The no smoking orchestra.

 

– Иркутская область входит в число немногих регионов России, подключившихся к программе рибейтов, позволяющей возвращать из бюджета региона часть затрат за съемки. Как она работает?

– В Приангарье 2023 год стал для рибейта пилотным. Программу разработали два министерства: культуры и экономического развития Приангарья. Конкурсный отбор на предоставление субсидии, общая сумма которой составила 5 млн рублей, проходил со второй половины мая до конца сентября. Проводил его Иркутский областной кинофонд. Кинокомиссия отобрала семь заявок: три от кинокомпании Юрия Яшникова – фильмы «Без неба», «Для чего эти стены», «Иркутские песни о главном», от «Студии РЕК» – «Недомашние животные», от продюсерского центра Burkalo Production – «Маршрут Иркутск – Новый год», от «ИркутскКино» – «Миры на Байкале. 15 лет спустя» и от «Первое кино. Байкал» – «Шишкинские писаницы». Все они в итоге были признаны региональным минкультом победителями. Процесс кинопроизводства требует больших финансовых вложений, и государственная поддержка для частных киностудий, конечно, имеет значение. В этом году программа рибейта будет продолжена.

Кстати, кинофонд сейчас работает над тем, чтобы создать онлайн-площадку, которая будет называться Dok38, и собрать воедино все фильмы, которые сняли наши кинематографисты.

 

– Кинофонд реализует проекты, направленные на социализацию людей с ограниченными возможностями, что уже сделано?

– Много лет кинофонд сотрудничает с иркутской региональной организацией Всероссийского общества слепых. Совместно мы реализуем проект «Расскажите мне кино». Он работает в Приангарье с 2012 года в рамках региональной программы «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области». Благодаря ему слабовидящие и незрячие люди могут посещать кинофильмы, просмотр которых сопровождается тифлокомментированием. Лаконичное описание предметов, пространства и действий позволяют сделать содержание фильма понятным зрителям, у которых проблемы со зрением.

Второй проект – «Слушая Сибирь» – направлен на создание аудиоверсий книг региональной тематики. Есть конкретный запрос от иркутской коррекционной школы-интерната № 8 для незрячих и слабовидящих детей. Уже начитаны три книги: «Очерк из истории театральной культуры Сибири», «Музыкальная культура Иркутска» и «Сказки озера Байкал». Запись аудиокниг стала возможна после открытия в кинофонде в декабре 2022 года студии звукозаписи.

Кстати, сейчас в студии идет работа над еще одним интересным проектом – «Не немое кино». В его основе аудиооформление уникальной беззвучной кинохроники об Иркутской области с 1913 года. Она частично была приобретена областным кинофондом в 2017 году у Российского государственного архива кинофотодокументов с правом последующего проката по региону. Наши специалисты воссоздают шум Байкала, гул людей на улицах и даже звук ручки, которой пишут на бумаге. Эти кадры снимали разные кинохроникеры. Один из тех, кто запечатлел центр Иркутска, – Антонио Донателло. Благодаря этой работе историческая хроника в прямом смысле слова обретет новое звучание.