Контроль и безопасность на воде

Какие перспективы развития судоходства на Байкале, сколько незаконных причалов и «мостиков» ликвидировано в прошлом году, как удается декриминализировать сферу водных услуг, в интервью нашей газете рассказал первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора, старший советник юстиции Максим Гришаев.

 

 

– Максим Викторович, что удалось сделать в 2023 году, чему уделялось особое внимание?

– Одна из ключевых задач транспортной прокуратуры – безопасность на водном транспорте. В прошлом году наши усилия были сосредоточены на легализации туристического бизнеса с использованием водного транспорта в акватории озера Байкал (включая Иркутскую область и Республику Бурятия). Порой пассажиры, которые соглашаются на поездку на катере, например в поселке Листвянка, не задумываются о необходимости проверки наличия лицензии и документов у судовладельцев, тем самым поощряя теневой бизнес. А это напрямую влияет на их безопасность. Была проведена масштабная работа в этом направлении, принят ряд мер по декриминализации этой сферы, создана и функционирует межведомственная рабочая группа, в которую входят представители правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Это транспортная полиция, следственный комитет России на транспорте, Ространснадзор, администрации бассейнов внутренних водных путей и другие. В результате судовладельцы подали в ФАУ «Российское Классификационное Общество» 36 заявлений о проведении освидетельствования судов особой конструкции для получения лицензии. 27 лиц обратились в Межрегиональное территориальное управление Ространснадзора по СФО за получением лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом на 64 судах.

В 2023 году в ходе проверки исполнения законодательства о безопасности судоходства при эксплуатации судов на воздушной подушке были вскрыты многочисленные факты осуществления коммерческих перевозок пассажиров при отсутствии соответствующей лицензии. Всего транспортными прокурорами выявлено 65 нарушений, внесено девять представлений, объявлено 11 предостережений о недопустимости нарушений закона.

Путем судебного понуждения мы добились запрета эксплуатации четырех судов до получения лицензий на право перевозки пассажиров. 13 судоводителям выписаны штрафы на общую сумму более 340 тысяч рублей – за нарушение правил плавания, управление судном, не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

Кроме того, по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.

Байкало-Ангарская транспортная прокуратура вскрыла факт перевозки пассажиров за деньги 1 марта нынешнего года в поселке Листвянка работником государственного бюджетного учреждения в рабочее время. По результатам рассмотрения представления прокурора виновник уволен в связи с утратой доверия.

Совместно с контрольно-надзорными и правоохранительными органами составлен реестр судовладельцев, привлекавшихся к ответственности за нарушения требований лицензионного законодательства в навигацию 2022 года и не имевших лицензию, которые охвачены проверкой в навигацию 2023 года. На данный момент перевозить пассажиров внутренним водным транспортом в Байкало-Ангарском бассейне внутренних водных путей имеют право 93 юридических лица и индивидуальных предпринимателя на 185 судах.

 

– Какое наказание грозит нерадивым судовладельцам?

– За осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии – штраф для граждан и должностных лиц в размере 50 тысяч рублей; индивидуальных предпринимателей – 100 тысяч рублей; юридических лиц – 400 тысяч рублей. За повторное правонарушение предусмотрена ответственность с конфискацией транспортного средства. Управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа от 10 до 15 тысяч рублей.

Если говорить об уголовной ответственности, то за оказание услуг, угрожающих безопасности потребителей, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. В квалифицированных случаях наказание в виде лишения свободы увеличивается до шести и 10 лет.

 

– Неотъемлемая часть водной инфраструктуры – причальные сооружения. Как обстоят дела в этой сфере?

– В навигацию 2023 года проверено 49 причальных сооружений, расположенных в акватории Байкала. Благодаря принятым Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой мерам реагирования в соответствие с требованиями законодательства приведено 27 причалов. В том числе на Иркутском водохранилище, в городе Северобайкальск, поселке Нижнеангарск были обустроены отбойные и швартовные устройства, установлены аншлаги, леерные ограждения.

 

 

Летом прошлого года Байкало-Ангарским транспортным прокурором внесено семь представлений руководителям юридических лиц в связи с выявленными нарушениями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Причалы не были оборудованы колесоотбойными устройствами, отсутствовали схемы эксплуатационных нагрузок, знаки обозначения прикордонной полосы и так далее. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования причальные сооружения приведены в соответствие требованиям законодательства. Аналогичные нарушения выявлены при проверке ГТС в северной части озера Байкал.

В Листвянке из акватории Байкала удалены 15 незаконных сооружений (мостиков), предназначенных для швартовки судов и посадки (высадки) пассажиров. Байкало-Ангарский транспортный прокурор внес представление главе Листвянского муниципального образования в связи с непринятием мер по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений на улице Горького. Оно было исполнено только после привлечения к проблеме органов региональной власти. В результате проведенной работы незаконные причалы удалены из акватории озера Байкал.

 

– Максим Викторович, как вы полагаете, есть ли предпосылки развития судоходства на электросудах на Байкале?

– Это перспективное направление развития судоходства. Однако данный вопрос требует глубокой проработки, подготовки местной инфраструктуры. В частности, необходимо обеспечить возможность зарядки плавательных средств как в местах стоянки, так и по пути следования. Также необходимо установить на суда электродвигатели. Положительные примеры в нашей стране есть, например в Москве, где с июня 2023 года курсируют электросуда.

Есть организации, заинтересованные в создании круизного судоходства в акватории Байкала. Разрабатываемые ими маршруты включают населенные пункты Иркутской области. Сейчас этот вопрос изучается. Восточно-Сибирская транспортная прокуратура принимает меры по организации пассажирского сообщения по Байкалу с использованием электросудов. Работа ведется с учетом перспектив модернизации внутреннего водного транспорта в рамках реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства РФ.