Региону нужны рабочие руки

В Приангарье обсуждают концепцию развития профессионального образования

В Иркутской области реализуется 180 инвестиционных проектов. Каждому инвестору, прежде всего, нужны кадры. Между тем в системе средне-профессионального образования накопилось много проблем: от недостаточной синхронизации с рынком труда до устаревшей материально-технической базы учебных учреждений. По поручению губернатора в регионе разработана концепция «Развитие профессионального образования на 2024–2030 годы». На февральском заседании Регсовета ее основные положения представил министр образования области Максим Парфенов.

 

Спрос и предложения не сбалансированы

О необходимости наращивания кадрового потенциала много говорится на региональных и федеральных площадках. Президент РФ поручил в течение пяти лет подготовить в стране порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, робототехники, металлургии, других ключевых отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс. Актуальность поставленной задачи понимают и на местах.

– Когда говорят, что люди не желают работать, так они это делают по объективным причинам: невысокие зарплаты, тяжелые условия труда. Это комплекс задач, которые нужно решать. Иначе завтра молодежь уедет из Иркутской области, – считает мэр Черемхово, глава региональной Ассоциации муниципальных образований Вадим Семенов. – Нужно сегодня акцентировать внимание на развитии среднего специального образования. Самое главное, на мой взгляд, результата не будет, если не будет целевой подготовки. Мы сегодня слышим от крупных компаний, что не хватает специалистов. Работайте в этом направлении. Заключайте соглашения с образовательными учебными заведениями, размещайте заявки, помогайте финансово, развивайте материально-техническую базу, привлекайте специалистов.

Это важная, но не единственная проблема, которые озвучил и Максим Парфенов. Прежде всего, есть несбалансированность спроса и предложения кадров по профессионально-квалификационному и территориальному принципу, что порождает кадровый дефицит. Это актуально для Иркутской области и всей страны. Вторая проблема – не все работодатели в полном объеме участвуют в формировании долгосрочного заказа на кадры со средне-профессиональном образованием (СПО).

 

Работодателей просят помочь

В Приангарье реализуется федеральный проект «Профессионалитет». Он разработан по решению главы государства и предусматривает переход подготовки востребованных на рынке труда кадров с СПО на отраслевую модель. Сейчас в регионе действуют шесть кластеров «Профессионалитета», в 2024 году будет создано еще шесть. Концепция предполагает создание до 2030 года еще не менее десяти новых кластеров.

Важно долгосрочное взаимодействие, – отметил министр образования. – Но количество работодателей, участвующих в софинансировании программ профобразования, недостаточно. На наш взгляд, работодатель может, а в каких-то моментах и должен вкладываться в развитие системы СПО. Партнеры, которые не являются участниками программы «Профессионалитет», слабо привлечены или совершенно не подключены к подготовке кадров. Когда мы говорим о том, что необходимо, допустим, 100 сварщиков или 500 бетонщиков, следует понимать, что это не просто цифры статистики, а люди, которые обладают определенными знаниями и компетенциями.

По информации министра, оборудование примерно половины техникумов и колледжей не соответствует передовым технологиям. Для подготовки хороших специалистов и учебная материально-техническая база должна быть достойной. А пока имущественный комплекс в школах лучше, чем в образовательных организациях СПО. Без вложений не обойтись. Тем более их выпускник должен учиться и сдавать демонстрационный экзамен на том оборудовании, с которым ему предстоит работать на предприятии.

– Кроме того, высока стоимость проведения промежуточной и итоговой аттестации. Финансируется она преимущественно из внебюджетных средств самого техникума или колледжа. Есть проблема и с недостаточно высокими средними баллами поступающих на обучение по отдельным программам, – продолжил Максим Парфенов. – Поэтому нам предстоит решить несколько задач. Это создание образовательных программ профессионалитета во взаимодействии с работодателем; развитие инфраструктуры и материально-технической базы СПО; формирование нового ландшафта сети средне-профессиональных образовательных организаций; приведение квалификации руководящего и преподавательского состава в соответствие с современными требованиями.

 

В Приангарье создадут «Карту отраслей»

Концепцию развития профессионального образования по поручению губернатора Иркутской области эксперты разрабатывали несколько месяцев. Как подчеркнул Максим Парфенов – в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приангарья и учетом потребностей регионального рынка труда при трудоустройстве выпускников. Это один из ключевых показателей: на кого учился, тем и пошел работать.

Документ достаточно гибкий, ведь экономика изменчива. В этом вопросе не обойтись без корректировки нормативно-правовой базы, учета текущего состояния дел в регионе. Обеспечить синхронизацию системы СПО и кадровых потребностей поможет предусмотренная в концепции «Карта отраслей».

Предстоит создать в Приангарье образовательно-производственные базы, закрепить за техникумами и колледжами ключевых работодателей. Это не совсем государственное планирование, как было раньше, но такое взаимодействие необходимо.

Также концепция оговаривает формирование госзаказа, дальнейшее участие в федеральной программе «Профессионалитет», развитие наставничества и конкурсного движения среди обучающихся, подготовку и закрепление преподавателей. Дорожная карта может корректироваться в результате общественно-профессионального обсуждения.

– В регионе реализуются 180 инвестиционных проектов. Каждый инвестор просит о кадровой поддержке. Создавая базисные центры подготовки рабочих специальностей, мы не только закрываем потребности инвесторов, но и формируем дополнительные возможности для привлечения этих специалистов муниципалитетами. Основная задача – каждый, кто получает рабочую специальность, должен быть трудоустроен в регионе, – прокомментировал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

На Регсовете прозвучало предложение подключить к подготовке документа глав территорий. Общественные обсуждения предложенной концепции продолжаются. После внесенных дополнений в конце первого квартала года министерство образования готово передать документ для рассмотрения в заксобрание.