Точка на карте Семена Ремезова

Интересные факты 300-летней истории села Моты легли в основу книги

Краеведческий сборник Ирины Судаковой, библиотекаря из села Моты Шелеховского района, односельчане ждали с нетерпением. Во время встречи читальный зал едва вместил всех желающих. Жители села словом и делом поддержали краеведа, пустив шапку по кругу, собрали помощь для дополнительной печати тиража.

 

В переводе с эвенкийского – лось

Свою книгу Ирина Васильевна назвала просто «Здесь родины моей начало», сделав короткое пояснение – «Зарисовки по истории села Моты».

 

 

Небольшое поселение на берегу Иркута хранит немало тайн и загадок. С названием села краеведы определились, оно имеет эвенкийские корни и переводится как «лось».

А вот вопрос с возрастом остается открытым. По одним данным, Мотам как минимум 320 лет. Например, на карте Семена Ремезова «Чертеж земли иркутского города» 1701 года Моты уже обозначены. В книгах Герхарда Миллера «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел, от начала и особливо от покорения его Российской державе по сии времена» упоминается бой между монголами и бурятами на реке Моты в 1684 году. Вероятно, в то время здесь уже стояла крепость.

В 2018 году в селе установили памятный знак с изображением лося, на котором значится 1631 год.

Эту дату Ирина Васильевна взяла из сборника кандидата исторических наук Анатолия Степаненко. Получается, что селу без малого четыреста лет, и точку в этом вопросе ставить рано.

Село с момента основания делят три речки: Верхние, Нижние и Средние Моты. Последний приток Иркута был переименован в Каторжанку, потому что мимо гнали ссыльных на каторгу. По большей части руками ссыльных построена дорога от Иркутска до Култука, в то время этот участок назывался Старый Кругоморский тракт. На узкой дороге среди векового леса проезжих помимо крутых спусков поджидала другая опасность – мелкие шайки, промышлявшие грабежом. Вот как описывал участок краевед Михаил Загоскин: «Двенадцать часов мы провели на переезде от станции Мот до Глубокой. Дорога ужасно трудная для лошадей. Все больше в гору. Ни встречного, ни поперечного… никого не видно».

 

Печатный промысел Судаковой

Я не историк, скорее собиратель-краевед, и эта книга выстрадана многими годами моей работы, под обложкой собраны данные более ста источников, – говорит Ирина Судакова. – Печатать ее изначально никто не собирался, можно сказать, сделать это заставила жизнь. За время работы в библиотеке, а первого февраля исполнилось уже 42 года, спрос на краеведческую литературу никогда не пропадал. Первым делом приезжие обычно спрашивают: что означает название села? Дети в школе изучают краеведение, и куда все идут? В библиотеку. А что им предложить, если село маленькое, и за 300 лет летописцев не нашлось? Пришлось браться за это нелегкое дело.

Будучи школьницей, Ирина Судакова мечтала быть историком, но эту профессию выбрала уже старшая сестра, тогда она поступила на библиотечное дело института культуры.

 

 

Был период, когда я работала в офсетном цехе типографии, видела процесс рождения книги – как верстаются страницы, оформляются обложки и так далее, – рассказывает Ирина Васильевна. – К этому опыту я обратилась, когда в 2006 году, выиграв грант, приобрела компьютер, сканер и прочую оргтехнику. Одним из первых напечатали сборник о наших ветеранах. Представьте, на момент начала Великой Отечественной войны в селе проживало 370 человек, включая женщин, стариков и детей, 80 мужчин ушли на фронт, 37 из них не вернулись. Это очень много для небольшого села. Как про такое можно забыть? Список фронтовиков мой отец Василий Гаврилович, когда работал председателем сельсовета, продиктовал наизусть. Кстати, в селе за десять лет он построил начальную школу, клуб, который раньше размещался в амбаре, медпункт. В подчинении председателя находилось шесть населенных пунктов – Шаманка, Выгузова, Еловка и другие. Представляете, какая ответственность? Биография Василия Гавриловича, кстати, легла в основу одной из брошюр.

Среди других сборников, изданных сельским библиотекарем, большим спросом пользуется книга «Мотская почтовая станция», сборник «Детство, опаленное войной». Ирина Судакова вспоминает, что жители прохладно отнеслись к идее издать сборник о военном детстве, вероятно, не представляя, что будет в итоге. А когда состоялась презентация готового издания в клубе, то многие сожалели, что не захотели предоставить фотографии из семейного архива.

 

Сюжеты для исторических романов

В Мотах жили или находились проездом известные люди, например декабрист Николай Чижов.

В прошлом году мне на электронку пришло письмо от одного из потомков Николая Алексеевича, который сообщил, что планируют издать биографию Чижова, а книгу разослать по библиотекам сел и городов, где ссыльный в разное время побывал. Вот такая обратная связь.

Достопримечательностью села является памятник партизану Гражданской войны А. Сальникову, погибшему в 1918 году. Через четыре года в братской могиле на окраине Мот были захоронены девять бойцов Частей особого назначения (ЧОН).

 

 

В советское время в Мотах находилось большое лесничество, работал крупнейший в Восточной Сибири питомник охотничьих собак.

Три года назад владелец одной из усадеб, занимаясь ремонтом хозяйственных построек, обратил внимание на необычную доску, ею оказалась икона. На обратной стороне прекрасно сохранилась резная надпись: «Писан сей образ для Мотской Александро-Невской часовни по заказу управляющаго Кругомор. поселением г. инженера капит. Камкова, 1812 год» вскоре после чудесного обретения один из прихожан принес Евангелие Иоанна Златоуста, изданное более 300 лет назад!

На основе этих и других исторических сюжетов можно написать книгу, и даже не одну. Отдельного внимания заслуживает Шаманский утес – природный памятник, посмотреть на который в выходные дни приезжают большие группы туристов.

Глава администрации Шаманского муниципального образования Виталий Романов заявил на встрече, что опыт Ирины Судаковой можно распространить на другие поселения Шелеховского района, чтобы со временем получилась историческая энциклопедия, доступная для всех желающих изучать историю родного края.