О работе Роскомнадзора в 2023 году рассказали в пресс-центре газеты «Областная»

Пресс-конференция на тему: «Итоги 2023 года в сфере средств массовой информации» состоялась 18 января в пресс-центре газеты «Областная».

В начале пресс-конференции и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области Александр Дроздов поздравил всех представителей СМИ Иркутской области с прошедшим Днем Российской журналистики.

В настоящее время на территории Иркутской области действует 342 средства массовой информации. В 2023 году Управлением зарегистрировано 6 средств массовой информации. В сравнении с 2021 и 2022 годами прослеживается тенденция по уменьшению количества регистрируемых средств массовой информации, территория распространения которых в пределах Иркутской области, что говорит о насыщенности медийного рынка региона. Очевидно и активное смещение медиарынка в сферу Интернет-пространства, что объясняется возможностью оперативно получать информацию из различных источников, доступ к которым можно реализовать с использованием достижений современных технологий.

Объем контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Управлением в 2023 году, остался на прежнем уровне. Так, за 2023 год проведено 172 контрольно-надзорных мероприятия, выявлено 48 нарушений.

В связи с увеличением таких форм периодического распространения как сетевые издания стали выявляться нарушения, связанные с изменением доменного имени сайта в сети Интернет без внесения соответствующих изменений в регистрационные документы. Согласно статье 11 Закона РФ «О средствах массовой информации» изменение доменного имени сайта, зарегистрированного в качестве СМИ, допустимо только в случае внесения изменений в запись о регистрации средства массовой информации.

Наибольшее количество выявленных правонарушений связано с несоответствием знака информационной продукции распространяемому контенту. Маркировка знаком информационной продукции необходима для того, чтобы дети могли безопасно для своего развития и здоровья вливаться в информационный поток, а родители могли ориентироваться в информационном пространстве и контролировать доступ своего ребенка к вредной информации.

Спикер обратил внимание на обязанность по классификации информационной продукции и демонстрации соответствующего знака.

Особое внимание в своей деятельности мы уделяем контролю за недопустимостью злоупотребления свободой массовой информации. В прошедшем году впервые в Управлении были выявлены случаи распространения в видеоматериалах СМИ, информации, содержащей нецензурную брань. Обращаем ваше внимание на более тщательную проверку видеоматериалов до момента его распространения. Присутствуют также случаи упоминания запрещенных в РФ экстремистских или террористических организаций, или упоминания иностранных агентов без соответствующего указания. Распространение информации, в которой упоминается запрещенная в РФ организация или информации, в которой упоминается иностранный агент, без соответствующего указания, является злоупотреблением свободой массовой информации и влечет административную ответственность. Отсутствие пометок о запрете деятельности организации создает благоприятную почву для позиционирования их в качестве легально действующих, формирует условия для дальнейшей пропаганды запрещённой идеологии и привлечения в их ряды новых членов в виду незнания о незаконности их деятельности. Меры по маркировке иностранных агентов направлены на повышение осведомленности граждан о том, кто именно пытается распространять информацию, лоббируя интересы других государств.

Указом президента России от 25 января 2023 года «Об изменениях в Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определены цели государства, в том числе формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, создание условий для воспитания и развития детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, защиты института брака как союза мужчины и женщины.

Внесёнными изменениями реализован механизм защиты общества от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, а также от иной деструктивной информации. Установлен полный запрет на распространение пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений, педофилии и смены пола граждан любой возрастной категории. Среди несовершеннолетних распространение информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения, запрещено. Распространение такой информации допустимо лишь при условии сопровождения знака информационной продукции «18+», а для теле- и радиовещания – с соблюдением временных ограничений. С 4 часов утра до 23 часов по местному времени подобную информацию распространять запрещено.

Роскомнадзор нацелен на взаимодействие с журналистами. Вектор контрольно-надзорной деятельности направлен на оказание помощи представителям медиаотрасли. Одной из форм взаимодействия ведомства со средствами массовой информации является проведение профилактической работы в форме семинаров, профилактических визитов. В 2024 году работа Роскомнадзора в этом направлении продолжится.

Александр Дроздов также напомнил об изменениях Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В июне 2021 года были приняты поправки в Федеральный закон о рекламе, которые вступили в силу с 1.09.2022.

Согласно введенной статье 18.1 информация о рекламе, размещаемой в сети Интернет, должна передаваться в Роскомнадзор. Согласно частям 3, 5, 11 статьи 18.1 рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны предоставлять информацию о рекламе в сети Интернет в Роскомнадзор через оператора рекламных данных (ОРД) и несут ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации. Реестр операторов рекламных данных опубликован на сайте Роскомнадзора в разделе «Учет интернет-рекламы». 

 

Состав информации о рекламе, которую необходимо передавать, утвержден распоряжением правительства № 1362-р. Передаются сведения о договорах и актах выполненных работ, рекламном материале, площадках распространения и статистических данных о показах.  Не позднее 30 дней месяца, следующего за месяцем, в котором состоялось размещение рекламы, необходимо предоставить статистическую информацию о показах рекламы и площадках размещения.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о рекламе распространение рекламы в сети «Интернет» допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в сети «Интернет» рекламы и учета информации о ней. Идентификатор присваивается каждому рекламному материалу (баннер, текстово-графический блок, видеоролик и т.д.) оператором рекламных данных при наличии сведений об изначальном договоре между рекламодателем и следующим участником цепочки распространения рекламы. Для получения идентификатора рекламы достаточно загрузить в сервисе оператора рекламных данных образец рекламного материала и указать данные изначального договора.

С 1 сентября 2023 года введены меры административной ответственности за неисполнение требований по предоставлению информации в Роскомнадзор и демонстрацию в сети Интернет рекламы без идентификатора. Суммы штрафов за нарушения составляют для граждан от 10 до 100 тыс. рублей, для должностных лиц от 30 до 200 тыс. рублей, для юридических лиц от 200 до 500 тыс. рублей. Хочется отметить, что на текущий момент рынок в целом перестроил свою работу с учетом новых требований. Многие рекламные агентства предлагают своим клиентами услуги «под ключ». В рамках таких пакетов стараются максимально автоматизировать процесс передачи информации.

Материалы и рекомендации по данной проблематике совместно с Роскомнадзором подготовлены Ассоциацией развития интерактивной рекламы и размещены на сайте Ассоциации, ссылка на них имеется на сайте Роскомнадзора.