«УмКа» и «Ева» помогают Росреестру в Иркутской области

21 декабря в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция, посвященная 15-летию со дня образования Росреестра России, который отмечается 25 декабря.

В начале 2023 года, в январе, исполнилось 25 лет системе регистрации прав на недвижимость, 15 лет назад указом президента РФ было принято решение о создании федеральной службы – Росреестра, – рассказал руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Иркутской области Виктор Жердев. – Поэтому сегодня хочется подвести итоги, вспомнить о том, с чего начиналась наша деятельность, и что изменилось в работе Росреестра за эти 15 лет.

Раньше кадастровый учет и регистрация прав проводились отдельно, причем в разных органах и по разным правилам, ведь эти процедуры регулировались разными федеральными законами. А, значит, человеку нужно было дважды обращаться – в орган кадастрового учета и в орган регистрации прав, собирать разные пакеты документов и ждать результатов из разных учреждений. Если раньше срок кадастрового учета составлял 20 дней, регистрация права – 30 дней, то сейчас это 1-2 дня. Теперь весь процесс проходит у нас, в Росреестре, по единому закону, с едиными требованиями и максимально сжатыми сроками. Мы стремимся к тому, чтобы регистрация проходила онлайн и по некоторым сделкам, при подаче всех документов в электронном виде, мы это уже делаем. То есть за 15 лет сроки сократились в 25 раз.

Раньше документы можно было подать только в бумажном формате, теперь же – уже 54% заявлений по всей стране подаются именно в электронном виде, через платформы банков, Госуслуги. С 2015 года в Иркутской области были собраны все бумажные документы со всех территорий и оцифрованы. С января 2023 года ведение архива и его сканирование передано в ведение публично-правовой компании «Роскадастр» (бывшая Кадастровая палата). Выдача информации из архивов также производится Роскадастром. На сегодняшний момент оцифровано уже 75% реестровых дел.

Государственный земельный надзор – еще одна наша функция. За 15 лет здесь также многое поменялось. Раньше все документы составлялись только на бумаге, общение с заявителями и проверяемыми тоже шло только через почту, в бумажном виде. Сейчас практически все происходит в электронном виде, например, подать заявление о необходимости проверки и получить результаты проверки можно через Госуслуги. Тренд последних лет в этой сфере – использование беспилотных летательных аппаратов при проверках. Это наше будущее. На сегодня у нас два БПЛА. За один полет беспилотника инспектор получает данные по земельным участкам на площади около 1,5 квадратных километров, при этом точность полученных данных позволяет однозначно установить наличие нарушений. Наша задача состоит в том, чтобы автоматизировать данные процессы, улучшить работу всех кадастровых инженеров и нашу работу, как контролирующего органа. Рост числа БПЛА не означает, что будет снижаться число кадастровых инженеров. Поэтому было принято решение о том, чтобы не заявитель подавал документы о постановке на кадастровый учет, а кадастровый инженер, используя свою цифровую подпись.

Что касается деятельности в сфере геодезии и картографии, раньше этим занималось Агентство геодезии и картографии, которое в 2010 году также было присоединено к Росреестру. Если 15 лет назад порядок установления охранных зон пунктов государственной геодезической сети отсутствовал, то с 2017 года Управлением приняты решения об установлении 14228 охранных зон пунктов, а сведения о них внесены в реестр недвижимости и доступны для просмотра на публичной кадастровой карте.

Еще одно из направлений деятельности – надзор в сфере саморегулируемых организаций. Приведу несколько цифр. За 15 лет Управлением Росреестра по Иркутской области рассмотрено 3250 жалоб и обращений на действия (бездействие) арбитражных управляющих, составлено 1500 протоколов об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих, осуществляющих свою деятельность на территории Иркутской области, принято участие более чем в 8 тыс. собраниях кредиторов. Это очень важно, потому что представитель Управления Росреестра контролирует правильность процесса, может выявить, либо вообще не допустить нарушение.

Что касается кадастровой оценки, тоже хочется отметить важные моменты. В последние годы оценка проводится массово, одновременно по всей стране. На сегодня все регионы провели оценку. Много лет Управление помогало жителям Иркутской области в вопросе оспаривания кадастровой стоимости, то есть её снижения. За десять лет Управлением было принято почти 5 тысяч решений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (то есть о ее снижении). Все эти 15 лет мы делали и продолжаем делать всё возможное и иногда почти невозможное для того, чтобы наши услуги действительно помогали людям.

Правительством РФ было принято решение о создании Национальной системы пространственных данных. Пилотными регионами стали Иркутская область, Пермский, Краснодарский края и Татарстан. За два года эксперимента принято много правильных нужных и важных решений. Благодаря поддержке губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, министерства имущественных отношений, службы архитектуры, министерства природных ресурсов, где мы еженедельно на совещаниях подводим итоги,  выявляем правообладателей, уточняем границы населенных пунктов, границы зон подтопления и т.д. Президентом РФ проект был признан удачным и Единый информационный ресурс уже работает. Еще 28 Управлений Росреестра вступают в эту программу. Когда произойдет полное объединение Кадастровой палаты, Федерального БТИ, АО Роскартографии и ВостСибАГП, нашей задачей станет интегрировать пространственные данные в систему субъекта. Когда работа завершится, через публичную кадастровую карту можно будет получить самые полные данные о земельных участках всем заинтересованным инвесторам. ЕГРН станет основной базой, куда из всех источников будет стекаться вся информация.  Для надзорных структур информация будет бесплатна.

Одним из трендов времени стало использование ИИ. Когда заявитель приходит в МФЦ, он не задумывается о том, что сделано, чтобы ему проще было подать заявление. В начале нашей деятельности МФЦ принимали бумажные документы и на автомобилях развозили их по территориальным управлениям. Теперь документы принимают в электронном виде, их отправляют нам, подписанные электронной подписью. Центральным аппаратом Росреестра проведены определенные работы и внедрена система «Ева» – электронный помощник регистратора. Его работа заключается в том, чтобы отслеживать недочеты по документам. Иркутская область внедрила этот ИИ одной из первых в стране.

Еще один механизм «УмКа» – умный кадастр. Эта система позволяет отслеживать документы, представленные кадастровым инженером, чтобы произвести проверку в автоматическом режиме. Работает личный кабинет кадастрового инженера, который позволяет проводить предварительную проверку пересечения границ при постановке на кадастровый учет. У нас много других разработок, в том числе, со Сбером. Когда заявитель выбирает квартиру, представитель Сбера передает данные в реальном времени, регистрация происходит онлайн. У нас проходят акции по постановке на кадастровый учет за 2 часа, регистрации права за 1 час. Сегодня проводятся различные амнистии – дачная, лесная и т.д. Это упрощает работу и регистраторам, и жителям. Мы постоянно занимаемся тем, чтобы поднять грамотность населения и органов муниципального управления в этой сфере.