08.11.2023 13:56
Фото
из архива Михаила МАСЛОВА
Фото:
из архива Михаила МАСЛОВА
08.11.2023 13:56

500+

Проект с необычным названием направлен на повышение качества образования

«Важен каждый ученик» – под таким лозунгом федеральное министерство просвещения запустило наставнический проект «500+». Гимназия № 1 города Усолье-Сибирское стала участником этого проекта. О первых результатах программы и наставничестве в целом рассказывает директор гимназии Михаил Маслов.

 

Программа «500+»

– В России успешно реализуется программа «500+», цель которой – адресная помощь школам с низкими образовательными результатами. В школах, включенных в проект, проводится диагностика имеющихся проблем. Затем к такой школе в качестве шефов подключаются более сильные школы, прикрепляется куратор. Управленческая команда шефов помогает составить и реализовать программу развития. На реализацию проекта уходит полтора-два года. Основная задача – повысить качество школьного образования в России и войти в топ-10 мировых лидеров по этому показателю.

Наша задача как участников проекта – организация успешной методической помощи и достижение эффективных результатов, а также адресная поддержка учащихся с проблемами в обучении.

 

– С чего все начиналось?

– Предварительно выявлялись школы с низкими образовательными результатами, для которых были сформированы методики адресной поддержки. В список участников проекта «500+» вошли несколько районных школ.

Мы изучили данные о курируемых образовательных организациях через их сайты, социальные сети, познакомились с официальными документами. Это позволило углубиться в образовательные процессы школ, оценить качество образования и экспертным путем выявить проблемы. Среди них – низкое качество образования, недостаточная методическая подготовка учителей и образовательной среды.

Мы помогали школам разрабатывать программы, направленные на преодоление сложных и негативных явлений. В рамках проекта предполагалась реализация комплекса мер по оказанию поддержки. Формировались ресурсы для решения задач, проводилось консультирование всех участников проекта.

На местах были организованы творческие педагогические лаборатории, налажены система профессионального развития педагогов и взаимодействие с подшефными школами. Мы проводили совместные уроки, мастер-классы, поддерживали методически, помогали с наработками и личными пособиями.

Основным принципом проекта стал принцип сотрудничества. Опытные педагоги гимназии моделировали результативную образовательную среду, проводили уроки и методические мероприятия, нацеленные на повышение качества образования в подшефных школах.

 

Базовый принцип

– Расскажите о себе. Как вы избрали профессию учителя?

– Мечтал стать ученым, поступил на исторический факультет ИГУ. В студенчестве параллельно работал в школе, и она меня увлекла. После окончания магистратуры меня пригласили на работу в Белореченский лицей. Работа с детьми – это интересно! Потому что главная задача педагога – обучать и воспитывать личным примером.

 

– Кого вы можете назвать вашим наставником?

– Мне в учебные годы очень нравилась география, благодаря педагогу Неле Бубновой я увлекся краеведением. Она как наставник и друг сопровождала меня во всех школьных проектах. Еще один мудрый мой наставник – преподаватель университета, известный иркутский ученый, профессор Лев Дамешек. И, конечно, моя мама Наталья Михайловна – она тоже педагог, мой советчик.

 

– Расскажите о системе наставничества в гимназии, которую вы возглавляете.

– У нас учится почти 800 ребят, гимназия № 1 – современное учебное заведение со сложившимися традициями участия в конкурсах, инновационной деятельностью. Наш коллектив – это 86% аттестованных педагогов высшей категории. Многие работают в гимназии 30 и более лет, они преданы своему делу, отсюда высокое качество образования.

Как директор я являюсь наставником молодых педагогов. Когда-то и мне, начинающему специалисту, подсказывали, как дать современный урок, как детей научить, воспитать, что в итоге должно получиться.

Наставничество между опытным учителем и молодым специалистом реализуется через методическую работу, посещение уроков, внеурочную деятельность, преемственность. У нас есть такие тандемы, когда выпускник получал профессию учителя, возвращался к нам и его наставником становился педагог гимназии, у которого выпускник учился. Это уникальная вещь.

Быть наставником – большая ответственность. На мой взгляд, базовые принципы наставничества – уважение, взаимодействие, постоянное стремление помочь в любой момент и мобильность. Обучая других, ты учишься сам. Без этого взаимообмена продолжение педагогического поколения не будет.

 

– А как работает наставничество в модели «учитель-ученик»?

– Через олимпиады, конкурсы, различные проекты. Наши ребята традиционно сильны на всероссийской олимпиаде школьников. Успешные направления – химия (наставник Ирина Лушова), физкультура (наставники Ирина Мельникова, Михаил Юринский, Александр Лушов) и другие предметы. Также успешно наши ребята участвуют во всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» в Сочи и Адлере.

 

Новый учебник истории

– Сегодня готовится новый учебник истории, где всемирная и отечественная история будут рассматриваться параллельно. Это ваш предмет. Какова ваша оценка нового пособия?

– Новый учебник для 10–11 классов мы уже получили с начала учебного года. То, что готовится единый учебник, очень удобно. Преподавание отечественной истории должно идти в контексте мирового исторического процесса. Это даст нам возможность в большей степени быть включенными в жизнь страны и мира, быть гражданами, уважать авторитет своего государства и понимать, какое место оно занимает в мире. Россия – страна-победитель. На первом уроке истории в старших классах я всегда говорю детям: «Россия – это страна исторического успеха».

 

– Что вы считаете своим достижением как руководителя?

– То, что мы работаем в таком удивительном месте, как наша гимназия. Что со мной мой коллектив. Что я и мои коллеги можем содействовать гармоничному развитию детей, и эта работа приносит большие результаты. А главное, мы – управленческая команда и педагогические работники – стараемся создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок смог бы стать успешным.

 

Справка:

Маслов Михаил Дмитриевич – директор гимназии № 1, учитель истории, обществознания, права, курсов «Обществознание: вопросы и ответы», «Трудные вопросы обществознания». Магистр истории. Участник Всероссийского проекта «Школа Минпросвещения России».