Таежные истории в лицах

Серию «оживающих» фотографий можно увидеть в Иркутске

Выставка «Малая родина», посвященная коренным малочисленным народам – эвенкам и тофаларам, работает в Музее истории им. А.М. Сибирякова областного центра. Ее авторы – иркутские журналисты Борис Слепнев и Константин Куликов – больше десяти лет ходят в экспедиции в труднодоступные уголки Приангарья. Результатом таких командировок стали фотоснимки и документальные фильмы о людях, которые живут в тайге, – охотниках рыбаках, оленеводах.

 

Уходящая натура

Проект, ставший одним из победителей грантового конкурса «Энергия родной земли 2022», представляет собой серию выставок. Первая на прошлой неделе закрылась в зале краеведческого музея Усть-Кута, как говорят его работники, к сожалению.

К сожалению, потому что фотографии произвели в северном городке, без преувеличения, настоящий фурор. В день проходило по три-четыре полноценных экскурсии, каждая затягивалась на полтора-два часа. Дело в том, что каждый снимок сопровождает QR-код. Стоит навести камеру смартфона, как тут же попадаешь на стойбище героя снимка. Короткие ролики посвящены бытовой стороне жизни охотников и оленеводов. За две-три минуты зрители успевают ознакомиться с таежными промыслами, увидеть, как эвенки ловят рыбу, доят оленей, мастерят охотничьи лыжи, выделывают шкуры и так далее.

Коренные народы Приангарья – это совершенно другой мир и, к сожалению, уходящая натура, – говорит Борис Слепнев.Некоторые и сегодня живут также, как жили их предки 100–200 лет назад. Проблема в том, что большинство из них – пожилые люди, и никто не приходит им на смену. Молодежь не желает кочевать по тайге, жить в чуме, добывать пропитание. В Скандинавии поддержка коренных народов ведется на государственном уровне, и нам нужны подобные программы. У нас, справедливости ради, тоже выделяют деньги, но они практически не доходят до тех, кто живет в тайге. Чтобы поучаствовать, например, в грантовом конкурсе, таежным жителям как минимум надо уехать со стойбища в райцентр, заполнить кипу бумаг, взять кучу справок, зарегистрировать ИП или ООО. Находясь в стойбище семейства Сычегиров, мы неожиданно выяснили, что оленеводы по несколько лет не бывают даже в райцентре. Связь с внешним миром поддерживается с помощью охрипшей рации, на экстренный случай есть спутниковый телефон. Опасность в том, что через восемь-десять лет может наступить точка невозврата.

Показывать малую родину наших народов – это не только экзотика, но и патриотизм, – считает Константин Куликов.Наша страна состоит из многих национальностей. И представителей коренных народов Прибайкалья, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше.

На открытии выставки в Иркутске гостям, дабы погрузить их в атмосферу, показали документальный фильм «Хранители земли катангской», который рассказывает о жизни эвенкийских оленеводов-кочевников, сохранивших традиционный уклад своих предков.

Потом гостям представили выставку – порядка 50 портретов и жанровых снимков. С каждого из них на зрителей смотрели герои – суровые и веселые, молодые и пожилые. Во взгляде каждого была какая-то удивительная простота и открытость, которую редко встретишь у жителей больших городов. Поэтому хочется побольше узнать о жизни этих людей. И у посетителей есть такая возможность, ведь каждый снимок, повторимся, снабжен QR-кодом.

 

Будни таежного почтальона

Дальние командировки – обычная работа журналиста. Что касается темы таежных жителей, по-настоящему она зацепила меня в 2012 году, – рассказывает Борис Слепнев. – Я поехал в скучную, на первый взгляд, командировку с членами избирательной кампании по отдаленным поселкам. Жители труднодоступных деревень, как известно, голосуют на выборах в первую очередь. Практически ночью мы выехали из Качуга и утром были в деревне Шевыкан, где на тот момент числился всего один житель – Петр Федорович Житов. Но еще в одном доме светились окна, и мы решили попроситься попить чай, так как в машине было неудобно, а на улице холодно. Постучались, нам открыли. Внутри дома типичный холостяцкий быт: стружки, неубранный стол, жарко натопленная печь, у которой сидели двое мужчин. Я спросил: «Мужики, а чем вы здесь занимаетесь?». Один говорит: «Я – почтальон». И я искренне удивился, подумав, что разыгрывают: «Какая тут может быть почта – два дома на деревню?»

Выяснилось, что почтальон Андриян Хромов раз в месяц возит газеты и журналы по таежным деревням и на момент встречи находился на середине пути.

Будучи опытным журналистом, Борис заинтересовался этой темой.

Я договорился поехать с ним развозить почту, чтобы сделать репортаж, но экспедиция состоялась только через два года, – вспоминает Борис. – Наш первый выезд длился девять дней. До Юхты мы добрались на уазике, потом более ста километров туда и обратно я шел пешком, так как конь у Андрияна был один. Обычно в командировках по нехоженым местам находишь много сюжетов. Как только материал попал в Сеть, стал получать заказы на очерки и репортажи от различных газет, журналов и сайтов.

Борис Слепнев наведывался к почтальону еще несколько раз летом и зимой. После этого к Андрияну Хромову регулярно приезжали телевизионные группы, в том числе из-за рубежа. Сюжеты показывали по федеральному каналу, и он стал местной знаменитостью.

Со временем отдельные материалы по малочисленным народам переросли в полноценный проект, к которому подключился Константин, – пояснил Борис Слепнев. – Готовить серьезные экспедиции в одиночку, без отрыва от производства, почти невозможно. Необходимо не только участвовать в различных грантах, но и побеждать. Аренда, например, вездехода – очень дорогое удовольствие, а без него добраться практически нереально.

Отдаленные деревни – кладезь интересных историй. Так, работая с почтальоном, репортеры узнали про единственного ученика из деревни Чинонга Качугского района. В течение двух лет снимали про него фильм «Таежные уроки Ивана Сафонова». Сначала в интернате в селе Бутаково, потом по дороге в тайгу, летом – в его родной деревне. Сейчас Иван вырос, окончил колледж, стал настоящим охотником. Журналисты планировали снять продолжение истории, но пришлось взять паузу – главного героя призвали в армию.

 

Азбука эвенков

С годами поездки становились длительнее, а проекты более интересными. В частности, «Азбука эвенков» – серия коротких роликов на эвенкийском языке с субтитрами. Мини-сериал о том, без чего немыслима жизнь в глухом лесу, изначально адресовался молодежи. По словам авторов, интерес к проекту превысил все ожидания. Ролики показывают не только в школах, в краеведческих музеях, но и на серьезных деловых мероприятиях. Так, недавно проекту уделили внимание сотрудники Иркутской нефтяной компании, показав ролики во время Байкальского риск-форума, вызвав оживление в зале среди монотонных докладов. Многие не могли просто поверить, что это отнюдь не постановка, а снято в наши дни, правда, в полутора тысячах километрах от областного центра.

В «Азбуке эвенков» мы рассказываем о знаковых для этого народа вещах, понятиях и традициях, ведь молодежь, к сожалению, не знает родной язык, – пояснил Борис Слепнев. – Проект меняет отношение нефтяников, чиновников, просто городских жителей к культуре, образу жизни коренных народов. Многие начали понимать ценность, уникальность и хрупкость их традиций.

 

Судьба оленеводов

Авторы проекта рассказали, что их экспедиции всегда готовятся минимум за полгода.

Мы никогда не едем наобум, у нас всегда в загашнике есть некая история, – говорит Борис Слепнев. – Это  судьбы людей, и зачастую очень непростые. Например, я узнал, что в Верхней Гутаре (Тофалария) осталась одна семья оленеводов во главе с Валерием Холямоевым, полетел туда на вертолете. Хотя в свое время в селе работал крупный оленеводческий совхоз «Красная Тофа». Но в перестройку жители почему-то решили, что олени не нужны, и стадо порезали, осталось меньше 20 голов. Потом выяснилось, что и ухаживать за ними уже никто не хочет, за исключением Холямоева. Сын Валерия Николаевича, девятиклассник Серафим, решил продолжить дело отца – об этом история. К сожалению, все закончилось печально. Сначала дядя Серафима при загадочных обстоятельствах замерз на охоте, вероятно, прихватило сердце. Потом умер сам Валерий Николаевич. Стадо разбежалось по тайге…

В Бодайбинском районе, на границе с Якутией, несколько семей продолжают заниматься оленеводством. Они стали героями следующей экспедиции Бориса и Константина.

Мы побывали там прошлой осенью, проехав по бездорожью 360 км, – рассказывает Борис. – Как только отъехали от Бодайбо, я все время думал: где там могут пастись олени, ведь вокруг 200 лет моют золото – весь грунт перерыт, вода в речках коричневая от поднятой глины и ила? В привычном понимании дорог нет, только технологические. Мощные бульдозеры и экскаваторы за несколько дней способны перенести гору с одного места на другой, до неузнаваемости изменив ландшафт. Герои проекта, Анна Николаевна и Геннадий Алексеевич, уйдя на пенсию, решили вернуться к истокам, к оленеводству, обосновавшись на слиянии рек Ченчи и Бульбухты.

Переправившись на лодке на другой берег, перед нами как будто распахнулся театральный занавес – нетронутая природа, пасутся олени, позвякивая колокольчиками.

Именно ради таких моментов и общения с коренными жителями, по мнению авторов проекта, и стоит преодолевать огромные трудности и расстояния.

Коренные жители в большинстве своем замкнутые люди, неразговорчивые, – отметил Борис Слепнев. – Несколько лет назад я жил на стойбище оленеводов. Дня через три закралась подленькая мыслишка: мне здесь не рады, но на самом деле они доброжелательные люди, но неразговорчивые. Поэтому не стоит с первой минуты лезть с просьбой рассказать что-то интересное. То, что для нас – экзотика, для них – обыденная жизнь.

Тем не менее шанс погрузиться в неординарный образ жизни коренных народов есть у каждого, побывав на выставке, и не только в Иркутске.

Уже на этой неделе еще одна выставка откроется в Ербогачене, а 10 ноября – в Анге Качугского района, в Культурно-просветительском центре им. святителя Иннокентия.

По словам авторов проекта, уже есть заявки из других муниципалитетов. Но, скорее всего, новая серия выставок, обновленная свежими снимками, пройдет в следующем году.