Творил сердцем

В культурно-выставочном центре им. Н.К. Рериха в поселке Старая Ангасолка на 149-м километре Кругобайкальской железной дороги открылась персональная выставка самобытного иркутского художника Алексея Васильевича Лукьянчикова. Она приурочена к 90-летию мастера.

Алексей Лукьянчиков родился в 1933 году в алтайской деревне в семье колхозника. Несмотря на тяжелое военное детство, потерю родителей в десятилетнем возрасте, жизнь в детском доме, ему удалось осуществить свою мечту – стать художником. Поработав несколько лет на мебельной фабрике и окончив среднюю школу, он три года служил в армии и довольно поздно, в возрасте 25 лет, поступил в Иркутское художественное училище, которое окончил в 1963 году.

Трудолюбие, ярое устремление к творчеству и несомненный талант, помогли ему стать неординарным и многими любимым художником. Его картины никого не оставляют равнодушными, вызывают разнообразные эмоции, заставляют задуматься, по иному взглянуть на окружающий мир.

Вот и в этот раз на открытии выставки люди высказывали свои предположения о том, что хотел сказать художник той или иной картиной. Особенно много размышлений было вокруг картин «Миг и вечность» и «Зло придет в моих одеждах».

Немало вопросов было по поводу картин с изображением старинного Иркутска. Что за великолепный собор изображен на полотне? Где он находится? Какова история его строительства? Каковы причины его уничтожения? Речь шла о Казанском кафедральном соборе на Тихвинской площади.

Рассматривая картины дореволюционного Иркутска, люди удивлялись тому, сколько храмов различных конфессий было в нем, какой он был красивый и благостный.

Зрители отмечали, что радость и любовь к природе и людям чувствуются в картинах «Медовый месяц», «Красна девица», «Купание солнца», «Первые цветы», «Утро», «Лето».

 

 

 

А картина, где изображена сцена отдыха жителей Иркутска на берегу Ушаковки, вызвала у пожилых посетителей ностальгическое чувство.

Алексей Васильевич писал в реалистической манере, хотя ему не чужд некий романтизм, особенно в акварельной живописи, где чувствуются лиризм, нежность, легкая грусть. К сожалению, эти картины редко выставляются.

Темы, которые затрагивал художник в своем творчестве, – это Великая Отечественная война, нелегкая судьба победителей, призыв к бережному отношению к природе, дореволюционный Иркутск, жанровые темы, его современники и противоречивое, неоднозначное время перестройки. Во всех его картинах чувствуется огромная любовь к Родине и не напускное чувство патриотизма.

Хочется отметить еще одну грань таланта Алексея Васильевича – он был незаурядным журналистом. Много лет сотрудничал с редакциями газет, где печатал свои статьи об искусстве и людях искусства. Друзья по перу отмечают эрудицию, смелость, глубину мысли в его очерках и философских эссе.

Алексей Васильевич 20 лет работал художником-дизайнером в проектно-изыскательском институте «Иркутскгипродорнии». Многие картины он посвятил сослуживцам, которые и по сей день сохраняют в своих сердцах память о нем.

Художника нет с нами уже 21 год. Он ушел 26 июня 2002 года после тяжелой болезни, но его картины, его нетривиальное творчество по-прежнему будоражат наши сердца, заставляют задуматься о смысле жизни, о добре и зле, о любви и ненависти. И пока мы помним о нем, пока нас трогает его искусство – он жив, он с нами.