Сундуки, диваны и другие важные персоны

Мебель стала предметом экспозиции Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского

В первом за Уралом «Музее мебели» можно не только увидеть старинные предметы, но и услышать истории их знаменитых владельцев: селекционера Августа Томсона, фотографа Иннокентия Портнягина, геолога Владимира Обручева и других известных иркутян.

– В нашем музее хранится более 500 предметов мебели, то есть в экспозиции представлена лишь малая часть, – отметил директор Иркутского краеведческого музея Сергей Ступин. – Мы решили назвать новую экспозицию «Музей мебели», чтобы представить нашу коллекцию, подобной которой нет за Уралом. Кстати, и музеев мебели не так много, мы – третьи в стране. При всем многообразии коллекции из ее предметов невозможно составить цельного интерьера даже одной комнаты.

 

 

Так как вещи разрозненные, их сложно сочетать между собой, то они представлены тематически. Для лучшего представления столь крупных предметов были изготовлены специальные подиумы.

– Мы начали нашу экспозицию с коллекции сундуков, потому что это один из первых предметов мебели, который появился в человеческом жилище, и встретить его можно в любом уголке мира, – отметила заведующая отделом «Музейная студия» Юлия Стременецкая. – Это сундуки из бурятской юрты, старообрядческого дома, сундук-подголовник, с которым первые русские землепроходцы прибыли в Сибирь. Интересен сундук-коробья, который был распространен в Сибири. Он тем более ценен для нас, что это дар иркутского летописца Нита Романова.

Экспозицию продолжает живописная заборка – деревянная перегородка из дома крестьянина Преина в деревне Ката Усть-Илимского района. Она была вывезена в 1985 году экспедицией из зоны затопления Богучанской ГЭС. Известно, что заборка была сработана в 1925 году Николаем Чиркиным из деревни Савино и расписана неизвестными мастерами спустя год.

– Когда сундук поставили на попа, он стал шкафом, – продолжила экскурсию Юлия Стременецкая. – Этот плательный шкаф конца XIX века поступил в коллекцию музея в 1975 году. А вот этот гарнитур – шифоньер и тумбочки – примерно в этом же году появился в семье иркутянки Лилии Шустерман. Тогда предметы мебели ручной работы уже заменили серийные гарнитуры. А здесь представлен важный предмет мебели для иркутян – буфет. Вот этот шикарный экспонат, украшенный барочной резьбой, из семьи присяжного поверенного Фатеева. Он 104 года прожил в одном месте – в квартире на улице Большой, или Карла Маркса. Сначала в столовой, затем в кухне коммунальной квартиры.

В следующем зале можно увидеть столы различного назначения и всевозможных форм, стулья четырех разных фабрик – производителей венской мебели. Несколько различных диванов: деревянный с филенчатой спинкой из деревни Усть-Ордынского округа, серийного производства – мебельной фабрики «Байкал», роскошный кожаный конца XIX века. Также в экспозиции есть граммофон, телефонный аппарат, музыкальная шкатулка, а также зеркала, ширмы и другие предметы быта.

 

Спектакль о мебели

В третьем зале «Музейной студии», стены которого окрашены в черный цвет, предметы мебели стали действующими лицами аудиоспектакля «Натюрморт с буфетом без головы льва». Кресло, сундук, фисгармония, буфеты, напольные часы, бюро и ломберный стол заняли место на небольшой сцене. Зрительный зал на 20 мест оснащен специальными световыми и звуковыми установками.

 

 

– Это не совсем спектакль о мебели, скорее рассказ о времени, людях, – отметил автор текста, старший научный сотрудник музея, кандидат филологических наук Александр Бондарев. – Это история о взаимоотношениях между живым и не живым. О том, как в вихре времени люди и предметы исчезают, но что-то оседает в музее. Мне хотелось, чтобы музей иногда позволил себе признаться, что он о чем-то не знает, например, о том, куда делась вторая голова льва с буфета, принадлежавшего известному отоларингологу Всеволоду Стрелову. Кстати, этот спектакль запускается каждый день в 17.00, вне зависимости от наличия зрителей, потому что шкаф стоит и рассказывает свою историю.

В течение получаса зрителю представлено восемь реальных историй из жизни владельцев мебели. Музыку к спектаклю написал композитор Андрей Волченков. Текст читает актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Сергей Кашуцкий.

– Первый раз в жизни я писал музыку для мебели, и мне нужно было найти прием, чтобы она не выглядела иллюстрацией, – отметил Андрей Волченков. – В итоге я шел за текстом, за историей, так получилась некая музыкальная шкатулка.

«Окружающие нас вещи просятся в роман. Нам кажется, они помнят свидания, рождения, переезды, смерти. Особенно хорошо вещи помнят чье-то детство или истории известных людей. Будто прикосновение человеческих звезд преобразует «многоуважаемый шкаф», делая его более уважаемым. Вещи сентиментальны и ностальгичны. Их сколы, утраты, потертости – болтливы. Хотя буфеты не умеют разговаривать. В их жизни много случайностей, считающихся забавными, и нелепых случаев, хотя вещи в отличие от нас неподвижны. Нам кажется, что у мебели есть рейтинг утрат. Эта царапина оставлена гением в детстве, а эту ножку сломал неаккуратный грузчик, но чаще никто ничего не помнит. Мебель попадает в музей с той же пропорцией случайности и закономерности, как мысли посетителей и причины их общения со старой этажеркой», – повествует рассказчик.

 

Бюро Войцеха Коперского

Первый предмет мебели, который прожектор выхватывает из темноты – это бюро в технике маркетри, выполненное мастером-краснодеревщиком Войцехом Коперским.

Мастер был хорошо известен в дореволюционном Иркутске. Этнический поляк  был сослан в Сибирь, но будучи проездом в Иркутске привлечен к ремонту в доме генерал-губернатора Восточной Сибири Михаила Корсакова. Хозяин был настолько доволен результатом, что выхлопотал разрешение для мастера остаться в Иркутске.

Наш герой родился в местечке Бжесци Пулавского уезда Люблинской губернии в шляхетской семье – судьи Яна Непомуцена. В 1863 году уехал из дома в Варшаву, где обучался резьбе по дереву у мастера А. Буха. За участие в польском восстании 1863–1864 годов был арестован. Во избежание последствий для семьи Коперский изменил свою биографию: сменил имя на Станислава, объявил себя сыном крестьянина, отца назвал Никодимом, а мать Юлией. 8 октября 1864 года был приговорен к 15 годам каторги в Нерчинских рудниках.

В сентябре 1878 года получил официальное разрешение жить в Иркутске. Имел столярную мастерскую в собственном доме в Ремесленной слободе. Вскоре приобрел двухэтажный дом по улице 4-й Солдатской, в котором устроил большую столярную мастерскую. Однако 5 сентября 1884 года «Мастерская Коперского и К» сгорела. Причиной пожара, как писалось в газете «Сибирь», стало «курение табака».

В 1886 году Коперский заключил контракт с ремесленно-воспитательным заведением Никанора Трапезникова, по которому обязался «быть заведующим столярной, токарной и резной мастерской и обучать воспитанников означенным мастерствам». Принимал участие в работах по внутренней отделке построенного в Иркутске в 1881–1885 годах костела.

И хоть большинство работ Войцеха Коперского не сохранилось до наших дней, глядя на покрытое сложным геометрическим узором из ореха, карельской березы и черного дерева бюро, мы можем убедиться в том, насколько талантлив и искусен был мастер.

Другие не менее интересные истории из жизни мебели и ее хозяев вы можете услышать, посетив «Музейную студию».