Наталия Королева и ее «Последний срок»

Ушла из жизни великая русская актриса, мастер сцены, прима Иркутского академического драматического театра, народная артистка РФ Наталия Королева. Она скончалась внезапно, скоропостижно, в расцвете своих творческих сил, на 76-м году жизни. О масштабе ее актерского дарования свидетельствует тот факт, что она одна стала вторым иркутским артистом, удостоенным высшей актерской награды – «Золотой маски» «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

Наталия Королева любила жизнь, искусство, театр, своих близких и коллег и транслировала это во всех своих ролях, в словах и поступках. Она считала себя счастливым человеком и в творчестве, и в личной жизни. Ведь ее окружала любящая семья – дома и коллектив единомышленников – в театре, где она проработала 40 лет.

«Искусство, творчество врачует душу. Я, конечно, не думаю об этом перед выходом на сцену, но в своих ролях это чувствую. В постановках по Распутину, Достоевскому и других спектаклях. Можно врачевать через слезы, а можно через смех. Но нужно обязательно эмоционально попадать в зрителя, тогда он сопереживает или смеется. Бывает, приходишь на спектакль в плохом настроении, чувствуешь себя неважно, но потом выходишь на сцену и видишь зал, который начинает слушать и дышать вместе с тобой, и забываешь про свои болячки. Наверное, случается какой-то энергообмен. И это очень важно, ведь для того, чтобы случился театр, нужна история, артист и зритель», – рассказывала она в интервью нашей газете.

Актриса родилась 5 апреля 1948 года в Свердловске, там же окончила театральное училище. В Иркутском драматическом театре она сыграла почти все знаковые роли мирового репертуара. Среди них: Голда в «Поминальной молитве», Агафья Тихоновна в «Женитьбе», Анна Хороших в «Прошлым летом в Чулимске», Аркадина в «Чайке». Были среди них и подлинные шедевры сценического искусства, такие, как роль старухи Анны в «Последнем сроке» и Дарья в «Прощании с Матерой».

«За почти 60, что я выхожу на сцену, сыграно огромное количество ролей. А в памяти остаются какие-то вехи. Многие роли и спектакли забылись, потому что удачи случаются не часто. Среди них – старуха Анна, сыграть которую мне предложил Александр Ищенко. А я ужаснулась, ведь мне еще 60 лет не было, и я не хотела играть старух. Но потом поразмыслила и решила, что нужно соглашаться, ведь это очень интересный персонаж. Я долго к ней приноравливалась. Хорошо, что работа была неторопливая, мы долго репетировали, осваивали этот деревенский говорок. И я даже не ожидала, что может получиться такой результат! Потом Ищенко отказался от репетиций этого спектакля. Но мы – артисты – уже очень полюбили эту работу и обратились к Геннадию Шапошникову. Он доделал постановку за неделю, и получился удивительный спектакль, который живет до сих пор и везде имеет успех, где бы мы его ни показывали – за границей или в России. Наверное, потому что он трогает людей, и каждый думает о своих родственниках», – отмечала Наталия Королева.

 

 

По трагическому стечению обстоятельств Наталия Королева не смогла сыграть в 180-м «Последнем сроке». Юбилей спектакля, который вошел в золотой фонд театра и был записан телеканалом «Культура», должен был состояться на гастролях в Чите.

– Масштаб личности Наталии Васильевны огромен, он была очень крупная актриса, – подчеркнула артистка иркутского драмтеатра Ольга Шмидгаль. – Меня удивляла ее необузданная любовь к театру. Ей всегда хотелось играть, и у нее практически никогда не было простоя. Она играла очень разные роли, но я не помню ни одного ее провала. В последние годы она воплощала масштабные образы. Очень органична она была в распутинских спектаклях. Наталия Васильевна сумела найти голос этих героинь – Анны и Дарьи. Она играла их очень сдержанно, но тем мощнее они получались. В жизни она была очень мудрым и добрым человеком, но требовательным в том, что касается профессии. С ее кончиной уходит эпоха актеров, которые могут так глубоко и со знанием материала сыграть Распутина и Вампилова.

Наталия Королева была почетным гражданином Иркутской области, ведь этот регион стал для нее по-настоящему родным. Лауреатом губернаторских премий, призером множества театральных фестивалей и талантливым педагогом, который щедро делился с молодым поколением секретами профессионального мастерства.

– Буквально несколько дней назад мы планировали восстанавливать «Игрока» Достоевского и договорились, что она придет к первокурсникам в Иркутское театральное училище поделиться своими размышлениями о жизни, профессии, – рассказал заслуженный артист РФ Александр Булдаков. – Ведь она – актриса удивительного таланта. Я сам не мог разгадать секрета одного из эпизодов «Прощания с Матерой», где она моет полы перед тем, как эта изба пойдет на дно. Вроде бы она делает просто некое физическое действие, но в это время половина зрителей плачет. Я даже однажды вышел в зал и понял, что дело в том, что она не играет, а живет. И это, на мой взгляд, было ключевое качество ее таланта. Мне кажется, что она здесь совпадает по своему художественному языку с Валентином Распутиным. Она мастерски создавала на сцене разные характеры, персонажей, но настолько их присваивала себе, что, казалось, она и не играет совсем.

 

 

Театральное искусство сиюминутно, но образы, которые воплощала на сцене Наталия Королева, навсегда останутся в памяти зрителей.

– Она была великим мастером сцены, и у нее учились как зрелые, так и молодые артисты, – отметил заслуженный артист РФ Яков Воронов. – Ее роли навсегда вошли в золотой фонд театра. Словом, ушла великая русская актриса. Очень жаль, что это произошло так рано.