Сергей Алеев: Эмоции от духовой музыки ни с чем не спутаешь

В Иркутске завершился III Всероссийский фестиваль-конкурс духового инструментального исполнительства «Байкальские духовые Ассамблеи». На него съехались 750 музыкантов из 13 регионов России – солисты, ансамбли и оркестры. Украшением фестивальной программы стали профессиональные военные духовые оркестры из разных регионов страны.

О том, как духовая музыка влияет на воспитание музыкального вкуса и профессиональный рост исполнителей, в интервью «Областной» рассказал начальник Военно-оркестровой службы Центрального военного округа (Екатеринбург), полковник Сергей Алеев.

 

Жизнь военного оркестра

– Как музыкант попадает в военный оркестр?

– Через отбор по контракту. Как правило, работает система сообщения между музыкантами, которые либо служат, либо служили в военном оркестре. Они делятся со своими коллегами информацией, где можно продолжить службу. Эти кандидаты выходят уже на меня. Что касается требований, кандидаты должны обладать навыками исполнения на духовых или ударных инструментах. Мы рассматриваем ребят, которые закончили музыкальное училище или музыкальные школы, консерватории. Бывает, что кандидат уже многое умеет, играл в каком-то оркестре, мы с ним с удовольствием сотрудничаем.

 

– Как начинался ваш путь в оркестр?

– Сам я из семьи военнослужащего. В музыкальной школе проходил обучение игре на фортепиано. Как-то мне рассказали про Московское военное музыкальное училище. Я поступил туда, будучи пианистом, там сделался духовиком, потому что ребята, которые проходили учебу в этом музыкальном училище, приоритетно обучались на духовых и ударных инструментах. Там и курс формируется как цельнодуховой оркестр.

После Московского музыкального училища я поступил на факультет военных дирижеров при Московской государственной консерватории, который закончил в 2001 году. А дальше, как у всякого военного, моя судьба прошла через всю нашу необъятную родину – Екатеринбург, Санкт-Петербург, Владивосток.

 

Музыка и традиции

– Расскажите о вашем коллективе.

– Мы выступали в Оренбурге, Казани, Самаре, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Москве, Таджикистане. Репертуар военных оркестров состоит из нескольких частей. Это непосредственно музыка для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных сил – церемониальная музыка, встречные, строевые, походные марши. Например, «Красная заря» исполняется на вечерней полковой поверке в дни государственных праздников. Эта специальная, духоподъемная музыка идеологического направления. Оркестр выступает на парадах, воинских ритуалах, при строевом обучении войск.

 

 

Большая ответственность связана с концертными, фестивальными выступлениями. Мы используем лучшие образцы российской эстрады, отечественных классиков, с удовольствием играем советских композиторов. Эта музыка, которую ждет от нас публика. К сожалению, порой то, что производят современные композиторы, или музыка, которая широко распространена среди молодежи, не имеет никакой патриотической направленности, не способствует формированию в человеке вечных ценностей.

 

– В вашем оркестре есть традиции?

– Оркестр штаба Центрального военного округа, а это наш флагманский коллектив, который сотрудничает с Екатеринбургской епархией. В середине лета в Екатеринбурге проходят Царские дни – памятные мероприятия, посвященные духовному подвигу семьи императора Николая II. Мы принимаем участие в музыкальных вечерах. Сотрудничество с Епархией переросло в крепкую дружбу. Наверное, Божий промысел в том, что на этих мероприятиях всегда стоит хорошая погода, даже если незадолго до концерта идет дождь. Как только начинаются музыка и молитва, всегда выглядывает солнышко.

 

О воспитании вкуса

– Ваши впечатления от «Байкальских духовых Ассамблей»?

– Я считаю, что у Ассамблей есть великолепная тенденция – они включают в себя законченный цикл обучения духовика. В конкурсных мероприятиях участвуют дети от самых маленьких возрастов. И заканчиваются Ассамблеи выступлением профессиональных военных флагманских оркестров. Это очень грамотно и мудро. Хорошо что организаторы уже второй год подряд не без участия военно-оркестровой службы начали взаимодействие с военными оркестрами. Потому что это сильно расширяет рамки мероприятия.

Если говорить об уровне коллективов, в том числе учебных, их подготовка весьма высокая. Для военных оркестров важно участие в этом мероприятии, потому что зачастую мы меньше показываемся на публике в связи со спецификой нашей работы. И всякий раз возможность принимать участие в таких мероприятиях сильно нас всех стимулирует.

Самое главное – уровень музыкантской ответственности. Потому что музыканты, как любые артисты, без публики не имеют никакого смысла существования. А публики на духовых Ассамблеях было с лихвой, я имею в виду и жюри, и жителей Иркутской области.

 

– Как развивается духовая музыка сегодня?

– Если раньше духовые коллективы были в разных учреждениях, при домах культуры, в образовательных учреждениях, теперь этого нет. Как и во многих других областях, есть проблема со специалистами.

Сегодня молодежь мир воспринимает через экран смартфона. Сотовые телефоны стали источниками быстрого, дешевого и, к сожалению, порой некачественного музыкального контента. Это как фастфуд – жирный, соленый и вредный.

Духовые оркестры – самый доступный и мобильный способ донесения музыкальной информации. Это та музыкальная единица, которая работает как переносной музыкальный комплекс. Использовать его можно в разных условиях и порой не в самых комфортных.

Военный оркестр – это, прежде всего, честность, правдивость.Военная оркестровая музыка – не только марши и гимны, а широкий спектр музыкальных произведений – классика, джаз, популярные, всеми любимые мелодии. Эмоции от такой музыки ни с чем не спутаешь, ни с каким «музыкальным фастфудом». Речь идет и о воспитании музыкального вкуса публики. Потому что человек зачастую просто не знаком с этим спектром эмоций, который он получает, впервые услышав настоящий живой коллектив. Стопроцентно люди, когда познакомятся с такой музыкой, обязательно ждут следующей встречи.

 

«Байкальские духовые Ассамблеи» – расширенный формат фестиваля-конкурса духовых оркестров «Сибирские фанфары», созданного в 2008 году в Братске. Сейчас всероссийский фестиваль стал одним из этапов федерального движения по возрождению российского духового искусства, инициированного Ассоциацией духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.