Почти 70% ритейлеров Иркутской области назвали текущую экономическую ситуацию удовлетворительной

По итогам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности розничных торговых предприятий Иркутской области за третий квартал 2023 года 69% опрошенных руководителей считают сложившуюся экономическую ситуацию удовлетворительной. На благоприятную экономическую ситуацию указали 11% респондентов, неблагоприятную – 20%. В сравнении с предыдущим кварталом произошел небольшой сдвиг в позитивную сторону. Об этом 25 сентября сообщила пресс-служба Иркутскстата.

Постоянный объем заказов отметили 59% руководителей торговых организаций, а в случае изменений чаще отмечалось сокращение. Об уменьшении объема продаж в натуральном выражении сообщили 31% организаций, при этом 48% сохранили стабильный объем реализации, 21% показали его увеличение.

77% имели сложившийся ассортимент товаров, при этом 15% расширили ассортимент, а 8% указали на его уменьшение. 79% предприятий имели в продаже импортную продукцию, ее доля в общем объеме продаж составляла в среднем 25%.

Каждая третья организация продает товары в кредит, реализуя таким образом 15% от количества проданных товаров.

В системе расчетов за приобретенные товары по-прежнему преобладают безналичные платежи. Нередко одной организацией используются различные виды оплаты: предоплата, по факту реализации, по получении товара.

Остается на низком уровне обеспеченность торгующих организаций собственными финансовыми ресурсами.

Прежний размер прибыли сохранили 49% организаций. Выросла прибыль у 20% организаций, уменьшение наблюдается у 31%.

По мнению многих респондентов, для возмещения затрат и получения необходимой прибыли торговая наценка должна составлять 16-30% к стоимости проданных товаров. В каждом третьем случае желаемый уровень наценки – 31-50%, а в каждом пятом – более 50%.

55% респондентов признались в повышении цен. Конкуренция в определенной мере сдерживает рост цен. 72% руководителей считают средней конкурентоспособность своих организаций, 17% респондентов назвали ее низкой и лишь 11% – высокой.

Главным сдерживающим фактором дальнейшего развития считается недостаточный платежеспособный спрос. На втором месте по силе негативного воздействия – высокий уровень налогов. Существует немало других факторов, тормозящих развитие торговли (недостаток финансовых средств, конкуренция, высокие расходы на аренду и доставку товаров и т.п.). Но 11% опрошенных отметили отсутствие ограничений.

Оценивая перспективы своей деятельности в следующем квартале, большинство респондентов не ждут изменений, а другие мнения разделились практически поровну: 13% прогнозируют ухудшение ситуации, а 12% надеются на улучшение. Каждый четвертый руководитель планирует увеличить объем продаж в натуральном выражении. Каждый второй участник опроса, не собираясь менять торговую наценку, предвидит увеличение цен реализации.

Предпринимательская уверенность в розничной торговле не на высоте, показатель чуть выше нулевой отметки (0,6 процентных пункта). Во втором квартале этот индекс, учитывающий динамику экономической ситуации и уровень складских запасов, был немного выше (2,9 пункта).

Обследование базируется на оценке руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде и прогнозе тенденций развития в ближайшей перспективе.