Домик с видом на Байкал

На КБЖД отреставрирована творческая дача писателя Валентина Распутина

Подобных домиков, раскинувшихся вдоль Кругобайкальской железной дороги, огромное количество. Значительная часть – обыкновенные насыпные дачи без каких-либо изысков и излишеств, куда в теплое время приезжают отдыхать жители Иркутска, Шелехова, Слюдянки.

Тем не менее у одного из неприметных строений особая история.

 

 

Небольшой дом с верандой, сколоченный из досок с насыпанным внутрь шлаком, на улице Вокзальной, построенный в Порту Байкал еще в 1940-е годы, семья Распутиных приобрела в 1974 году. Дом находится в тридцати метрах от Байкала. В 1982 году дача была подарена семье младшей сестры Светланы Распутиной – Евгении Молчановой и Владимиру Скифу. В свое время здесь любил работать Валентин Распутин, тут он находил покой и уединение, необходимые для творчества. Именно здесь, в летней кухне, Валентин Григорьевич закончил повесть «Живи и помни» (1974 г.), написал «Прощание с Матерой» (1976 г.), этим местам он посвятил рассказы: «Наташа», «Не могу!», «Век живи – век люби», «Что передать вороне?».

«В молодости, уже тогда ища одиночества, завел я в Порту Байкал домик в одну комнатку с кухонькой, жизнь в которой в течение нескольких лет теперь вспоминаю как лучшее, по мне сшитое из всего, что выпало затем во многих поисках и бытовых одеждах…», – писал Валентин Григорьевич в поздние годы («Байкал предо мною…», 2003).

 

 

Домик полностью сохранился, в нем восстановлен интерьер по воспоминаниям Евгении Ивановны Молчановой, Владимира Петровича Скифа и Сергея Валентиновича Распутина. На своем месте стоят сохранившиеся предметы со времен Валентина Григорьевича: стол, кровать-топчан, ковер из куска линолеума, светильник с плафоном, кувшин на полочке. На рабочем столе снова лежат журналы и книги, какие были у Валентина Распутина, печатная машинка «Unis tbm de luxe», которая принадлежала писателю. Потолок и стены побелены, в доме сложена печь. Часть стены, по левую и правую стороны от окна, выкрашена зеленой краской. Дверные откосы, подоконник, рама, угловая полочка покрашены в голубой цвет, как это было во времена писателя.

 

 

«У нас там был свой домик, своя гора, едва ли не отвесно подымающаяся сразу от домика каменной скалой; из скалы бил свой ключик, который журчащим ручейком пробегал только по нашему двору и возле калитки опять уходил под деревянные мостки, под землю и больше уже нигде и ни для кого не показывался. Во дворе у нас стояли свои лиственницы, тополя и березы, свой большой черемуховый куст. На этот куст слетались со всей округи воробьи и синицы, вспархивали с него под нашу водичку, под ключик (трясогузки длинным поклоном вспархивали с забора), который они облюбовали словно бы потому, что он был им под стать, по размеру, по росту и вкусу, и в жаркие дни они плескались в нем без боязни, помня, что после купания под могучей лиственницей, растущей посреди двора, можно покормиться хлебными крошками» («Что передать вороне?», 1981).

 

 

Символично, что «колыбель» бессмертных произведений обрела вторую жизнь во время фестиваля «Сияние России», к рождению которого непосредственно причастен Валентин Григорьевич Распутин.