Иконы эпохи Петра

Выставка древних русских икон «Окно в Россию. Религиозное искусство эпохи Петра I» из собрания Музея имени Андрея Рублева открылась в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. Событие состоялось в рамках федерального проекта «Творческие люди» и национального проекта «Культура».

 

Язык богословия

– Эта выставка, которая поражает золотом икон, – уникальная возможность для иркутян погрузиться в мир православного искусства, – отметила министр культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина. – Я хочу поблагодарить министерство культуры России за эту возможность, потому что национальный проект «Культура» у многих ассоциируется со стройками, капитальными ремонтами, но именно выставки помогают нам проникнуть в содержание и смысл культуры.

В Иркутске представлено 40 икон, написанных при жизни императора Петра I. Произведения религиозного искусства отражают перемены, которые произошли в государстве под влиянием реформ.

– Икона – это язык богословия, сверхъестественное проникновение духа в человека, – отметил митрополит Иркутский и Ангарский Максимилиан. – В ней все: краски, сюжеты и пропорции говорят не о земном, а о высшем. Человек, который не посещает церковь, придя в музей, может сделать первый шаг на своем духовном пути. Отрадно, что музеи вместе с церковью встали в один ряд в своем просветительском подвиге.

 

В стиле живоподобия

В годы правления Петра I генератором новых идей и главным художественным центром страны стала московская Оружейная палата, где ведущим живописцем был Симон Ушаков. Именно его ученики под влиянием западноевропейской эстетики активно разрабатывали стилистику живоподобия. Оно подразумевало точность передачи анатомии человека и хорошую пластическую проработку. При этом стиль не был подражанием западной живописи, а возник как попытка вернуть иконе ее первоначальное значение. Например, лик Христа – это образ идеального Богочеловека, лишенного недостатков. Именно таким его можно увидеть на иконе «Спас Нерукотворный», которая открывает выставку.

– Стиль живоподобия возник, когда было желание изобразить красоту мира горнего, через красоту мира дольнего, – рассказала главный хранитель Музея имени Андрея Рублева Оксана Смирнова. – Как мы помним, в иконах Андрея Рублева не было ничего лишнего, но пришли иные времена, которые потребовали новой эстетики.

 

 

Церковь, по сути, превратилась в государственный орган и вошла в общий бюрократический механизм управления страной, где она обеспечивала решение идеологических задач.

– На смену старому художественному языку пришел новый, что мы и видим на иконе «Архангел Михаил» из Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, – отметила Оксана Смирнова. – Уже не скажешь, что это бесплотное существо. Перед нами красавец, полный сил, пышущий здоровьем. У него пухлые щеки, яркие губы, устремленный взгляд. И даже изображен он в движении. Иконописец здесь был новатором и изобразил меч в виде колеблющегося языка пламени.

 

Во всех подробностях

Человеку того времени было уже мало знать суть события, ему нужны были подробности. Так на «Святой Троице (гостеприимство Авраама) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими» из церкви Спаса Преображения в Спасской слободе Москвы подробно прорисованы яства и столовые приборы.

– Перед нами настоящая трапеза – у каждого ангела своя чаша, появляются овощи, коренья и так далее, – пояснила Оксана Смирнова. – Рядом изображен слуга, закалывающий тельца, Авраам и Сара. Еще, видимо, заказчик попросил изобразить Антония и Феодосию Печерских. Но если обычно их лики писали на полях, то здесь иконописец вводит их внутрь иконы, и, по сути, они становятся участниками этого события.

В экспозиции также можно увидеть иконы пророческого ряда: «Царь Соломон», «Давид», «Пророк Даниил».

– Иконописец создает свои работы прежде всего для Бога, поэтому в этих образах прописываются все складки, узоры, каменья, черты лица, – прокомментировала Оксана Смирнова. – Здесь нет ничего неважного. Рядом икона «Иосиф Прекрасный» из этого же храма, но уже праотеческого ряда. Если мы уберем нимб, то это почти парсуна, ведь обычно на иконах чуть увеличивают глаза, чтобы передать силу духа, а здесь нет никакого утрирования.

Другая икона «Вход в Иерусалим» представляет целый сюжет. На заднем плане им видим мальчика, который срывает с дерева пальмовые листья, чтобы бросить под ноги спасителя. К стволу дерева прислонена тонкая лесенка.

– То есть рассказывается история, мы понимаем, как он туда залез, – отметила Оксана Смирнова. – Еще если в древних иконах иерусалимская стена – некая условность, то здесь мы видим вполне узнаваемые здания священного города. Возможно, иконописец уже видел какие-то гравюры и пытался изобразить конкретные очертания крыш. Также с помощью цвета – голубого, бело-розового – художник попытался изобразить воздух, чего не было ранее.

В сюжете «Усекновение главы Иоанна Предтечи» интересно то, что люди одеты совершенно не в соответствии с той эпохой.

– Есть теория, что они похожи на Петра I, ведь он был воспринят не всеми слоями общества, и были люди, которые считали его антихристом, – рассказала Оксана Смирнова. – Еще одна интересная деталь – окно с пейзажем. Оно не является частью сюжета, и его было незачем изображать, но живописец решил внести нечто новое, и в итоге мы видим там некий голландский ландшафт.

 

Иконы маслом и фрески

Среди наиболее ценных произведений на выставке – подписные иконы Карпа Иванова Золотарева, которого без преувеличения уже можно назвать мастером европейского уровня.

– Интересно, что святые Екатерина и Варвара у него изображены со светскими прическами, с непокрытыми головами, и вообще смотрят куда-то вверх, – отметила Оксана Смирнова. – Есть легенда, что это его дочери или племянницы. Что важно – это уже масло, и лики пишутся совершенно иначе. И только золотой фон еще напоминает нам, что это все-таки икона.

Среди интересных экспонатов на выставке фрески из церкви в Юрьевце Повольском Ивановской области.

– Этот храм, который известен прежде всего тем, что у него был иконостас, в фресках не сохранился, он был затоплен при строительстве Горьковского водохранилища, – рассказала Оксана Смирнова. – Но фрески спас замечательный реставратор Сергей Чураков со своей бригадой. Денег за это не платили, и не о каких наградах речь не шла. Более того, никакой помощи и условий не было, и его все время подгоняли. Помогла русская смекалка. Дело было зимой, реставраторы намочили водой ткань, наложили ее на изображение и подождали, пока все не замерзнет. Потом острыми ножами они вырезали ее и отняли от стены вместе с примерзшей тканью. Уложили весь иконостас в ящики, предварительно зарисовав расположение изображений. В итоге они практически полностью спасли эту живопись.

Эти и другие произведения можно будет увидеть в Иркутске до 12 ноября.