О безопасности детей на дороге и ответственности участников дорожного движения - эксперты «Областной»

Пресс-конференция на тему: «Безопасность детей на дороге» состоялась 23 августа 2023 года в пресс-центре газеты «Областная».

– За семь месяцев текущего года произошло более 90 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых более ста ребятишек получили травмы различной степени тяжести, четыре ребенка погибли. Из них двое были пассажирами, один велосипедист и один – мотоциклист, – рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское», майор полиции Антон Куриленко. – По виновности несовершеннолетних произошли 14 ДТП (29 – за аналогичный период прошлого года, снижение составило более 50%). При этом количество ДТП выросло на 40%. Косвенная виновность конечно лежит на взрослых. Основными причинами ДТП стали переход в неположенном месте, выход из-за препятствия, нарушение правил перевозки детей (без детских удерживающих кресел, либо без применения ремней). Даже если родители утверждают, что ребенок был пристегнут, анализ травм чаще показывает обратное. С электросамокатами произошло 14 ДТП, из них семь – в результате которых участниками получены травмы, в их числе четверо детей. Один взрослый погиб в таком ДТП. Определенный ущерб при незначительных ДТП с самокатами происходит во дворах.

Накануне прошла приемка образовательных организаций, где отдельным акцентом было уделено внимание электросамокатам. Со стороны педагогов ведется профилактическая работа. Совместно с педагогами, управляющими компаниями и Союзом отцов мы организуем акцию «Безопасный двор». Плановые мероприятия проходят с представителями кикшеринговых компаний. Детям не положено на них ездить, тем более нельзя допустить их выезда на проезжую часть.

– Мы являемся участниками той большой работы, которая касается безопасности детей на дорогах. Выстроена системная работа с отделом пропаганды ГИБДД, -рассказала заместитель министра образования Иркутской области Наталья Краснова. – Самую первую информацию мы получаем из этих подразделений и на основании этого работаем с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями. Возглавляет эту работу наш региональный Центр развития дополнительного образования детей. На его базе создан ресурсный центр, который аккумулирует всю работу по профилактике детского травматизма. В тридцати трех муниципалитетах организованы такие ресурсные центры. Их цель – пропаганда правил дорожного движения, работа с родителями и учениками, дошкольными образовательными организациями. Министерство возглавляет эту работу, создано 626 отрядов юных инспекторов движения, в них почти 10 тыс. ребят. С 2021 года к нам присоединился Областной совет отцов. И результат стал заметно лучше. У нас есть мобильный комплекс «Лаборатория безопасности». После получения информации о травмировании ребенка на дороге, лаборатория выезжает в учреждение, где произошло происшествие. Ситуация тщательно анализируется, проводится педагогическое расследование, где недоучили ребенка. В мае в Образовательном центре «Персей» (АГО) состоялся региональный смотр-фестиваль «Безопасное колесо», который проводится более 40 лет. Ежегодно победители выезжают на федеральный конкурс.

В сентябре мы планируем акцию «Безопасная дорога в школу». Вместе с классным руководителем школьники вспомнят, как правильно переходить через дорогу и другие правила ПДД. Но и родители должны проводить такую работу, пройти с ребенком маршрут до школы, научить правилам дорожного движения.

– Я хочу обратиться к взрослым участникам дорожного движения, в том числе водителям и родителям, – сказала уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева, – сейчас наступает осень, а значит ранние сумерки. Во дворах появится много детей, идущих в школу, а значит нужно обратить внимание на соблюдение скоростного режима во дворах жилых домов и на пешеходных переходах. Ведь нередки случаи, когда дети правильно переходят дорогу, но на них наезжают автомобили из-за невнимательности взрослых водителей. Родителям подростков важно учитывать, что они могут без разрешения брать ключи от машин, мотоциклов, квадроциклов. К сожалению, у нас в практике есть случаи, когда травмы, порой несовместимые с жизнью, получает не только ребенок-водитель, но и его друзья-пассажиры. В садоводствах тоже часты случаи, когда дети гоняют по проселочным дорогам на самокатах, квадроциклах, не осознавая уровень опасности ДТП, в шутку наезжают на других детей. Недооценка этой опасности родителями имеет место, к нам поступают такие обращения. Воспитание правильного поведения ребенка на дороге идет прежде всего от примера взрослых.

Главный советник аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Нина Казак, дополняя предыдущего спикера, отметила, что с детьми надо чаще проговаривать правила дорожного движения, общаться с ними, на конкретных примерах объяснять серьезность вопроса.

– Фонд самокатов в нашей компании – чуть меньше двух тысяч в г. Иркутске, ежедневно на линии находятся 1600-1700 электросамокатов, – рассказал начальник службы безопасности кикшеринговой компании «ВУШ» в Иркутске Дмитрий Пашков. – На мой взгляд, человек, который берет в шеринг самокат, должен понимать всю ответственность, выезжая на дорогу. Зачастую мы сталкиваемся со случаями, когда неосознанность людей приводит к плачевному исходу. Первое, что надо, довести до общества понимание, что электросамокат – это вид транспорта, несмотря на то, что мощность двигателя кикшеринговых самокатов не приравнивает их к ТС. Граждане могут управлять электросамокатом с 14 лет под присмотром взрослого. В нашем приложении, чтобы управлять самокатом нужно зарегистрироваться и заключить электронный договор, где четко прописано, что пользователь является вменяемым лицом и в возрасте не моложе 18 лет. Если сведения недостоверны – это нарушение договора. Мы с сотрудниками ГИБДД проводим рейды, и в случае нарушения договора, блокируем аккаунты пользователей. Но этого недостаточно, необходима более детальная верификация пользователя, с паспортными данными и обратной связью.

– В нашей компании зарегистрировано около тысячи самокатов в Иркутске и Ангарске, – сказал начальник службы безопасности кикшеринговой компании «Юрент» в Иркутске Дмитрий Селяндин. – Я согласен с коллегой, вместе с компанией «ВУШ» мы проводим необходимые показательные мероприятия для поддержания бдительности граждан. Например, недавно на Набережной, совместно с сотрудниками ГИБДД наглядно демонстрировали, как и при каких обстоятельствах мы можем заблокировать пользователя. Мы оперативно реагируем на обращения. Но для более безопасного кикшеринга в Иркутской области, следует ужесточить законодательные нормы, ужесточить верификацию и ответственность родителей. Зачастую, родители сами предоставляют детям свой аккаунт. Опасность этого они должны понимать. Важна и бдительность граждан – если оперативно сообщить нам номер самоката, водитель которого нарушил правила, наша реакция будет более оперативной.

Антон Куриленко отметил, что нужен комплекс мероприятий, направленных на профилактику ДТП, дорожная культура, которую важно повышать среди детей и взрослых. Законодатель в 2023 году уже определил категории электросамокатов, внес изменения и дополнения в правила дорожного движения, теперь надо ужесточить меры ответственности для этих категорий участников дорожного движения.