Подвижник кино Антонио Донателло

В Иркутске побывал правнук известного киновладельца и документалиста

Имя Антонио Донателло знают многие иркутяне, хотя бы потому, что сегодня так называется кинотеатр – первый стационарный в городе Иркутске «Электро-Иллюзион», который предприниматель открыл в 1907 году. С его именем связаны и первые документальные фильмы, снятые в Иркутской губернии. Также Антонио Донателло был вице-консулом Италии в Иркутске, занимался благотворительностью и просто любил Россию, считая ее своей родиной. После революции вместе с семьей он эмигрировал в Китай. Казалось бы, на этом связь с Россией должна оборваться, но, оказывается, российские потомки Антонио Донателло живут в Кемерово. И недавно его правнук Алексей Жуков с супругой Юлией и детьми Марией и Николаем впервые побывали в Иркутске.

Импульсом к поездке послужил фильм «Сибирские итальянцы Донателло. История иркутского кино», который снимает режиссер Мария Кельчевская. Летом 2022 года она съездила к Алексею Жукову в Кузбасс. Это событие во многом сподвигло его наконец посетить родину своей бабушки. О семейных историях правнук Антонио Донателло рассказал в интервью газете «Областная».

 


Правнук Антонио Донателло – Алексей Жуков

 

– Алексей, вы ведь впервые в Иркутске, расскажите о ваших впечатлениях.

– Я никогда не был в Иркутске, но знал, что семейные корни именно здесь. Папа с детства рассказывал о кинотеатре. И я мечтал оказаться здесь, представить, что это происходит 100 лет назад, рядом со мной прадед, он приглашает меня внутрь посмотреть свой фильм. И вот мечта сбылась.

 

– Расскажите, когда вы впервые узнали о своем знаменитом предке?

– Я слушал истории о нем лет с шести. По семейной традиция мы собирались, лепили пельмени, потом обед, во время которого старшие рассказывали об истории нашей семьи, о том, что моя бабушка Антонина была итальянкой. Папа рассказывал историю о том, что много лет назад в большой бедной итальянской семье Донателло родился мальчик Антонио. Ему было тяжело жить и нечего есть, поэтому он решился пробраться в трюм корабля, который приплыл во Владивосток. Там он прибился к бродячему цирку, и так как он был очень талантливым и умел играть на многих музыкальных инструментах, он вместе с этим цирком гастролировал по всему Дальнему Востоку и Сибири. Потом он заработал денег и открыл свой первый кинотеатр в Иркутске. Для меня это была приключенческая история в духе «Таинственного острова» и романов Жюль Верна, которые я так любил читать в это время! Я каждый раз выспрашивал детали, просил рассказывать истории, собирал их. И это оказало свое влияние на то, что я поступил на исторический факультет.

 

– Вы знали, что в Иркутске есть исследователи, которые занимаются этой темой?

– Нет, еще не знал. Но следующим к изучению семейной истории стало развитие интернета. В Тверском университете со мной училась однокурсница Влада, которая сейчас живет в Ангарске. И она мне сбросила фотографию кинотеатра, ведь я ей рассказывал о своем предке. И тогда у меня возникла мысль: если о Донателло до сих пор помнят в Иркутске, то наверняка есть люди, которые изучают эту тему. И я начал искать информацию, и мне попалась статья Эльвиры Каменьщиковой, где она писала об Антонио Донателло, но там была другая версия его появления в Иркутске. Я ей написал, что с детства слышал иную версию. Конечно, она мне ответила, и мы начали общаться.

 

– О какой версии появления Донателло в Иркутске идет речь?

– Эльвира общалась с потомками брата Антонио Донателло – Бернардо и даже ездила в Италию. Они рассказывали, что он пришел с Дона, потом поехал в Москву, занимался там торговлей и так оказался в Иркутске. История с Москвой верна, потому что моя прабабушка – Вильгельмина Иосифовна фон Люк москвичка. Она была прусской по национальности и происходила из уже обрусевшей семьи ганзейских купцов. И можно предположить, что в Москве Донателло был по делам бизнеса, ведь родители Вильгельмины владели музыкальным магазином. А ему нужны были инструменты, потому что у него в Иркутске был бизнес, связанный с оркестром, цирком.

 


Члены итальянской общины в Иркутске. (Слева направо снизу: Луиджи Оливеро, Антонио Донателло, Франческо Фонтана, Джованни Минизини. Сверху: Санте Руго, двое неизвестных

 

Кроме того, Эльвира рассказала, что занимается этим вопросом давно, и что в Иркутске была целая колония итальянцев, которую Антонио возглавлял. И в его бизнес была вовлечена вся семья. Братья переехали из Италии и тоже работали в России. Словом, общение с Эльвирой дало мне толчок к более серьезному изучению семейной истории. Оказалось, что у нас хранился серьезный фотоархив и документы. Мы, например, нашли свидетельство об окончании гимназии Андерса в Харбине моей бабушки – Антонины Донателло. Свидетельство о ее браке с Аркадием Жуковым. Кстати, она была католичкой, но венчал их православный священник, видимо, она приняла веру мужа. Эльвира подтолкнула нас к тому, чтобы восстановить связь с итальянской родней.

 

– Вы знали о своих итальянских родственниках?

– Когда семья Донателло покинула Харбин, она оказалась разбросана по всему миру. У Антонины было две сестры – Роза, Мария и брат Николай. Они не поехали в СССР. Николай отправился в Италию. Роза и Мария были замужем за австрийцами и поехали в Вену. И наша семья переписывалась до 1980-х годов с Австрией, а вот с Италией связь прервалась. Дело в том, что брат Николай был руководителем итальянского филиала «Кока-колы», и ему нельзя было общаться с иностранцами. Так мы потеряли связь с Италией на 30 лет. Она восстановилась, когда в 1990-е годы началась интеграция с Европой. Мой папа был проектировщиком и строил заводы. Но начались проблемы с большими госзаказами, и институт вышел на небольшую итальянскую фирму, которой нужно было спроектировать завод по производству строительных блоков. Когда они заключали договор с руководителем фирмы Энцо, папа сказал ему, что сам наполовину итальянец, и попросил его найти своего двоюродного брата Антонио. Буквально через месяц он позвонил нам по телефону. И это был такой счастливый разговор! Так мы начали общаться с итальянской веткой.

 

– Ваш отец знал итальянский?

– Отец учил язык с детства. Более того, он всегда чувствовал себя итальянцем. Обладал огромной коллекцией итальянской классической и оперной музыки. Нам говорил: «У вас две родины, самая главная Россия, которую вы должны любить беззаветно, но есть другая маленькая родина – Италия». И я всегда гордился тем, что у моей семьи такая интересная история. Кроме того, Антонио связал нас с родственником в Австрии – Оттакаром, сыном Розы – второй дочери Антонио. К сожалению, он очень плохо себя чувствовал и не мог говорить больше 15 минут, но он многое вспомнил и рассказал мне о другой истории появления Антонио в Сибири.

 

– Третью версию приезда в Иркутск Донателло?

– Он рассказал, что Антонио с детства интересовался отловом зверей. Его отец служил в Итальянской армии в Африке, и оттуда пошло семейное дело – ловить животных для цирка. Антонио поехал в Россию, которая считалась диким местом, где много лесов, а значит, и диких зверей. Сначала они поехали на Кавказ, но там было не так много животных, как они рассчитывали. Поэтому решили отправиться в Сибирь за зверями. Они сотрудничали с немецким зоопарком в Гамбурге и отправляли туда животных. Видимо, в какой-то момент Антонио решил сам заняться дрессировкой, организовать цирк, гастролировать.

Кроме того, я выяснил, что большая часть архива Донателло хранится в Европе, причем там есть такие потрясающие артефакты, как фотографии Антонио с самыми известными артистами того времени, ведь он был в шоу-бизнесе своего рода продюсером. Но проблема в том, что те люди, которые хранят архив, пожилые, а молодежи это неинтересно. Порвалась связь времен, эта история для них чужая. В итоге мы снова зашли в тупик в наших поисках. Но однажды мне на электронную почту пришло письмо от Ольги Страды. Оказалось, что она одна из самых известных людей, которые занимаются культурным сотрудничеством Италии и России, и готовится книга «Россия, Италия: век кино». Подготовка проходит на самом высоком уровне, при участии министерств двух стран. И она решила включить в нее историю Антонио Донателло, которую услышала от Эльвиры. Мы помогали ей сделать эту статью, я связал Ольгу с Антонио, который до этого считал, что история неинтересна кому-то в России.

 

– Что изменилось, когда Антонио понял, что история выходит за пределы семейной?

– Книгу презентовали в 2020 году на Венецианском фестивале, где был посол Италии. Антонио был в восторге! Тогда он начал воздействовать на австрийцев. В итоге мы знаем, когда родился Антонио Донателло, кто были его родители, и у нас даже есть их фото. Думаю, наверняка наш предок был бы счастлив, что такое событие состоялось на важнейшем мировом форуме кино. А меня не покидало ощущение несправедливости. Ведь Донателло всю свою жизнь посвятил России, был подвижником кино, занимался благотворительностью. Но в 1917 году был вынужден бежать и даже сидел в тюрьме. Говорят, что его выпустили, потому что за него вступились работники, с которыми он всегда был готов делиться. Обладая миллионным состоянием, семья чуждалась роскоши, а любимым видом отдыха для Антонио являлась рыбалка. Он был счастлив закинуть удочку, наловить рыбу, и потом вся семья ее чистила и варила уху. И вообще вся история жизни Антонио Донателло – это история дружбы, любви, искусства. И жаль было, что о нем так мало помнят. К счастью, в нашей семье связь не прервалась, мой сын Коля тоже хочет стать историком и занимается в том числе историей семьи, что меня очень радует.

 

– Кажется, жизнь Антонио Донателло сама достойна фильма.

– И даже целой эпопеи – мальчик из бедной итальянской семьи приезжает в Россию, отлавливает зверей, выступает в цирке и потом организует крупнейшую киноимперию, ведь у него работало 36 кинотеатров по Сибири и Дальнему Востоку. А когда мне позвонила режиссер Мария Кельчевская и сказала, что она планирует снимать фильм, я обрадовался и пообещал, что наша семья будет оказывать всю возможную помощь. Мария приехала к нам в июле прошлого года, мы общались, но осталась некая недосказанность, потому что нужно было приехать в Иркутск.

 

– Вы ведь не единственные родственники Донателло в Кемерово?

– Да, и это удивительно. Это история Бернардо – брата Донателло, которая уходит корнями Китай. Антонио с Бернардо вели бизнес, и брат занимался кинотеатрами на Дальнем Востоке. В Чите у него родились дети: Адольфо, Сильвия, Доминико и Витторио. Они тоже уехали в Китай и жили в Харбине. Одна из дочерей вышла замуж за сотрудника советского торгпредства. Они создали семью, у них родилась дочка Вероника, и они в 1950-х годах вернулись в Советский Союз. Мои же родственники вернулись из Тяньзиня раньше, потому что началась гражданская война между сторонниками Чай Канши и Мао, и все европейские колонии закрыли. В итоге потомки Бернардо вернулись и сначала жили под Красноярском, а потом переехали в Кемерово. В общем, это чистая случайность, что мы оказались в одном городе!

 

– Из всех потомков Донателло кто-то связан с кино?

– Нет, но многие так или иначе связаны с искусством, потому что Антонио был по натуре артистом, музыкантом, любил живопись. Он занимался кино, потому что оно было тогда на острие, и как хороший бизнесмен, он это чувствовал. А в семье эта линия искусства продолжается. Мой брат работал художником-архитектором, писал стихи. Мы все любим музыку, живопись и, конечно, кино, но уже как зрители.

 

– Расскажите о семейных реликвиях, которые вы подарили Иркутскому краеведческому музею.

 


Фотоаппарат Ikofleks-2 предположительно принадлежал Антонио Донателло, фотоальбом старшей дочери киномагната – Антонины

 

– Это фотоаппарат 1930-х годов, который семья привезла из Китая, Ikofleks-2. Есть версия, что он был куплен Антонио Донателло, на тот момент новейшая модель, и в Китае ее найти было сложно. У нас много семейных фотографий, и один из альбомов мы тоже дарим. Снимки сделаны на этот фотоаппарат в 1930–1940 годы в Китае в семье дочери Антонио – Антонины. Там люди, которых уже нет, но там их жизнь. Еще у нас хранилась в семье маленькая солонка в виде китайского традиционного котла, она принадлежала бабушке Антонине, которая очень любила такие изящные вещи. И я подумал, пусть ее частичка тоже будет здесь, ведь она родилась в Иркутске в 1908 году.

 


Алексей Жуков передает семейные реликвии в фонды Иркутского краеведческого музея. Дар принимает замдиректора музея Наталья Гончаренко

 

– Не жалко расставаться с частью семейной истории?

– Нет, с условием, что это будет показано людям. А хранить это в семье и доставать раз в год не так интересно, ведь мы все это уже видели. Хотелось бы, чтобы эти вещи видели жители города, и тогда память о моих предках будет жить. И спасибо иркутянам за то, что они хранят эту историю. Все это происходило более ста лет назад, а Антонио Донателло помнят, его имя носит кинотеатр, и это очень трогательно!