26.07.2023 10:32
Рубрики
Общество
Фото
Архив Игоря Садовского
Фото:
Архив Игоря Садовского
26.07.2023 10:32

Удивительный мир берестяного ремесла

Мастер Игорь Садовский возрождает технологию обработки природного материала

Берестяные изделия Игоря Садовского зацепили еще в детстве. Приходя в гости к другу, родной дядя которого был известным мастером, всегда обращал свое внимание на изделия из бересты. Шли годы: техникум, институт, армия, геологические экспедиции, работа в адвокатуре – сплошная рутина. Однажды, устав от бюрократических проволочек, все бросил и ушел в одиночный поход вокруг Байкала. С этого момента начался кардинально новый этап в жизни.

В один из вечеров разыгралась сильная гроза, я лежал в палатке и смотрел на дождь, а потом увидел, как ветер шевелит на березе кусок коры, – вспоминает Игорь. – В тот момент детские воспоминания вспыхнули во мне, я оторвал бересту, стал рассматривать ее, мять в руках… Я понял, что наконец нашел-то, о чем так долго думал и к чему долго все эти годы шел.

 

Об обучении

Вернувшись из похода, Игорь стал искать мастеров-берестянщиков. Один ремесленник согласился обучить в обмен на помощь в заготовке артелью бересты. Ремесленник обманул ученика, но тот нашел настоящего мастера.

По-настоящему удивительный мир берестяного ремесла или, как говорят мастера, бурачного промысла Игорю открыл Алексей Шутько.

Я поставил себе необычные условия: не буду продавать изделия до тех пор, пока не захочу сам купить такую работу, – говорит Садовский. – Спустя примерно четыре года стал понимать, что приблизился к тому уровню, которого ожидал. До этого момента все изделия просто дарил. Кстати, и тогда, и сейчас мне любопытна реакция людей на берестяной подарок: первым делом все почему-то нюхают изделие и только потом рассматривают.

 

О создании «Берестушки»

В какой-то момент мастеру пришло понимание, что полученные знания, и все, что известно о бересте, технологию ее обработки нужно собрать и систематизировать, создать что-то вроде творческого дневника. Так родилась группа ВКонтакте «Берестушка».

– Тогда я стал делать то, что до меня никто из мастеров не практиковал: начал приглашать в группу берестянщиков со всей страны с предложением делиться опытом. Я оказался в нужное время в нужном месте, заняв свободную нишу, и дело пошло в гору. У каждого мастера есть свои секреты, и со мной они охотно ими делятся, поэтому в группе можно найти эксклюзивную информацию, которая будет полезна не только начинающим, но и уже маститым берестянщикам.

Береста, по мнению Садовского, уникальный материал, однако с ним работает тот же принцип, что и в восточных единоборствах: многие хотят научиться, пробуют, но не всем удается «раскрыть» бересту. У опытных берестянщиков есть даже такое поверье: береста сама находит своего мастера, она должна принять человека. Если этого не произойдет, то ничего не получится.

 

О любимых направлениях в работе

По мнению мастера, береста – изумительно теплый и живой материал, работать с которым одно удовольствие.

– Особенно мне нравится делать цельные туеса из сколотня – цилиндра, снятого со ствола без надрезов. Такой цельный «чулок» можно использовать для туесов, предназначенных для жидкостей. Если, например, налить обычное молоко в такой туес, то оно может не скисать дольше обычного. Вот плетеные изделия давались с меньшим успехом. Но познакомившись с семьей уральских берестянщиков Варовых, освоил технику плетения и влюбился в этот вид берестяного творчества. Тогда же открыл для себя удивительный эффект работы с плетеными изделиями: этот процесс затягивает настолько, что невозможно остановиться.

Признанными берестянщиками считаются уральские и пермские мастера. Обособленно, на мой взгляд, стоит якутская береста, там мастера владеют техниками создания потрясающих орнаментов. Многие народности вываривали бересту, благодаря чему она приобретала невероятную эластичность. Сейчас эти рецепты практически утеряны, мы с одним из коллег пытаемся их восстановить из обрывочной информации, которую собираем во время этнографических путешествий. Если у нас все получится, то вполне возможно, что из бересты можно будет шить одежду, потому что по своей эластичности и свойствам вываренная береста ничем не уступает коже.

Обычно я просыпаюсь утром и понимаю: сегодня буду делать это, а завтра – совсем другое. Все зависит от внутреннего ощущения, чего мне хочется в данный момент, – рассказывает мастер.

 

О штамповке и «мертвой бересте»

В 90-х годах, когда ремесленники переживали, пожалуй, свой самый трудный период, в одном из городов Томской области начали массово применять машинный труд: занялись штамповкой. Изделия стали получаться копеечные. Вроде бы все красиво, ровно, но… без души! Опытные мастера называют такие работы «мертвой берестой». То, что продается в массовых сувенирных магазинах в основном и есть штамповка.

Настоящие работы мастеров можно увидеть и приобрести на ярмарках или в специализированных интернет-магазинах. Берестяные изделия ручной работы не могут стоит дешево, потому что на ценообразование влияет очень много факторов.

 

Центр деревенских ремесел

В конце 2022 года в деревне Олха Шелеховского района была создана АНО «Центр деревенских ремесел «Берестушка». Миссия центра – возрождение русской фольклорной памяти через популяризацию традиционных народных промыслов.

Мы добились значимых результатов: мастер-классы по изготовлению берестяных изделий очень востребованы, нашими постоянными друзьями и партнерами стали детские сады, школы и учреждения культуры Шелехова и всего района, – говорит Игорь Садовский.С марта 2023 года сотрудничаем с Центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, проводим не только мастер-классы, но и обучаем детей и подростков берестяному ремеслу. Среди множества заказов – герб Шелеховского района из бересты.