Под брендом Baikalnatural

Как продвигать сельхозпродукцию региона?

Возрождение региональной селекции, переработки, налаживание рынков сбыта. Основные задачи формирования и развития товаропроводящей и логистической инфраструктуры агропродовольственного рынка региона обсудили специалисты в экспертном клубе медиацентра «Приангарье».

 

Нужны долгосрочные контракты

Председатель некоммерческого партнерства КФХ и сельскохозяйственных кооперативов Иркутской области Вячеслав Лизин построил в селе Буреть Боханского района агротехнопарк. О проблемах аграриев он знает все.

– Выращивать высокомаржинальную продукцию на одном месте нельзя, нужно планировать севооборот на годы вперед. И сбыт мы должны выстраивать системно и планово. Важно также налаживать переработку продукции на местах, помогать решению проблем с упаковкой товара, – уверен Вячеслав Лизин.

Оценивая последствия санкций, он отметил устойчивость товаропроизводителей и поставщиков сельхозтехники. В области накоплены качественные сорта востребованных культур, дающих хорошие урожаи. Нет вопросов по удобрениям и средствам защиты.

– Главная задача – это сбыт. Его я бы разделил на местный, региональный и зарубежный. Местный сбыт мясомолочной продукции выстроен традиционно, рынки работают, ценообразование стабильно. Сегодня к нам заходят представители Новосибирской, Омской, Томской областей, Алтайского края и международные игроки – Монголия, Китай. В части региональных продаж мы проигрываем в ценообразовании, поскольку в соседних регионах существует субсидия на логистику. У нас этого нет, – подчеркнул Вячеслав Лизин.

Между тем, по словам фермера, увеличение затрат на логистику не позволяет региональным аграриям быть конкурентоспособными в других территориях.

– Получение квот на вывоз сельскохозяйственной продукции – важная проблема, – отметил докладчик. – За последние 15 лет на Иркутскую область не выделялись квоты ни на один килограмм зерна, в то время как в Красноярском крае более 50 организаций-экспортеров. В Монголии прошел трехсторонний форум российской, монгольской и китайской торгово-промышленных палат. Наши представители обсуждали долгосрочное контрактное производство в перспективе 8–14 лет, но такое производство сегодня только зарождается.

 

Возродить селекционную работу

Агроконтракты становятся важным направлением, отметил модератор круглого стола, главный редактор медиацентра «Приангарье» Дмитрий Люстрицкий.

– Минсельхоз РФ недавно заявил, что отрабатываются пилотные проекты в сельскохозяйственных регионах России, когда переработчик предоставляет производителю средства производства и заключает договор с обязательством выкупа урожая или поголовья скота и при этом берет на себя сертификацию продукции, решает вопрос сбыта. Мы, получается, работаем оперативно, поскольку в регионе есть зарубежные контракты, – проинформировал модератор.

Председатель комитета по предпринимательству в агропромышленной сфере ТПП ВС Анатолий Полномочнов рассказал об итогах зарубежных поездок.

– Партнеры из Республики Беларусь, Казахстана, Монголии проявляют большой интерес к нашей продукции. С Белоруссией мы заключили договор о производстве у нас минеральных удобрений. С заходом китайских партнеров у нас возросла цена на производство рапса. Мы успешно отработали, но в 2022 году из-за перепроизводства картофеля и рапса, цена упала. Именно тогда назрел вопрос о планировании сбыта.

Анатолий Полномочнов указал также на важность возделывания местных сортов семян. Однако, у товаропроизводителей нет мотивации. Поэтому на селекционную работу необходимо обратить особое внимание.

– Есть проблема по семенам овощных культур, сахарной свеклы. Раньше было проще покупать дешевые зарубежные сорта, и мы разучились готовить семенной фонд. По картофелю у нас 60–70% – зарубежные сорта. Однако особой зависимости от зарубежных семян у аграриев нет.

 

Возможности электронных площадок

Директор Иркутского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Наталья Баркова рассказала о развитии электронных площадок для нужд аграриев.

– В Россельхозбанке разработана платформа «Свое», под этим брендом действуют еще семь электронных площадок. Они касаются не только сбыта, но и образовательных программ. Также работает ресурс «Свое родное», где мы бесплатно регистрируем фермеров, помогаем им создать витрину своей продукции. Жители Иркутской области могут заказать фермерские продукты прямо на сайте. Еще мы реализуем проект «Вкусная пятница», с помощью которого фермеров, у которых приобретается продукция, мы снабжаем инструментами по оплате.

Председатель правления ассоциации «Дикоросы», член регионального штаба ОНФ Александр Деев рассказал, что китайские партнеры готовы покупать качественную российскую продукцию.

– Уже есть заявка на 62 тыс. тонн в год зерновых, зернобобовых, масличных культур. Заинтересованы китайцы и в дикоросах либо под нашим, либо под совместным брендом. Для предпринимателей, размещающих российскую продукцию в бондовых зонах, продающих ее на электронных площадках и в страны АСЕАН, предусмотрены меры поддержки.

Спикер рассказал о китайском опыте развития интернет-платформ, блогеров, участвующих в продаже сельхозпродукции. Заработала и отдельная интернет-площадка для российских продуктов питания.

Говоря о проблемах производителей дикоросов, Александр Деев отметил, что им не хватает мощностей для производства замороженной продукции и технологий для сушки продукции.

– Мы ведем переговоры с Северо-восточным сельскохозяйственным университетом Китая в провинции Хэйлунцзян по трехстороннему соглашению с Иркутским аграрным университетом и Научно-образовательным центром «Байкал» о внедрении технологий сушки под стандарты рынка Китая. Мною запущен проект «Разворот на Восток. Приангарье». В Тулунском районе уже начата работа по поддержке местных предпринимателей, – уточнил эксперт.

О мерах поддержки по переработке и сбыту аграрной продукции рассказала начальник отдела регионального минсельхоза Ирина Ремезова. В регионе работает целевая программа, в том числе она касается и экспортируемой продукции. Предусмотрен грант до 10 млн рублей на модернизацию и технологическое перевооружение предприятий пищевой промышленности. Возмещаются затраты на упаковочные материалы для региональных брендов «Продукты Приангарья» и экспортных товаров с торговым знаком Baikalnatural.

– Мы помогает предприятиям в организации выставочных стендов на международных мероприятиях. В этом году организована комплексная экспозиция в Москве, где на крупнейшей международной выставке «ПродЭкспо», предприятия АПК Иркутской области представили свою продукцию и подписали ряд соглашений и контрактов. В конце года в Монголии планируется выставка под брендом Baikalnatural.