Ёрдынские игры: перезагрузка

Одна из главных туристических артерий области – Иркутск – остров Ольхон обогатилась еще одним знаковым символом. В пятницу близ Бугульдейки был открыт монумент Буха-Нойон – бык-покровитель бурятских родов. Мраморная скульптура явилась красивым финалом проекта «Трансформация» молодого, но невероятно талантливого бурятского мастера Жигжита Баясхаланова.

В качестве своей мастерской в августе прошлого года скульптор выбрал заброшенный мраморный карьер, который за время забвения превратился в свалку. Первым делом команда Баясхаланова провела генеральную уборку, а потом среди белоснежных глыб мастер установил свои скульптуры, созданные в разное время. Старт «Трансформации» получился ярким: выступали музыкальные коллективы, много пели. В мастерскую под открытым небом мог заглянуть любой желающий, скульптор находил время для общения, терпеливо отвечал на все вопросы. Финал «Трансформации» выдался не менее эпичным – этническая музыка, много гостей, поздравления. Скульптуру Буха-Нойона целесообразнее рассматривать как промежуточный этап проекта Жигжита. Еще осенью прошлого года он заявил корреспонденту «Областной», что витает идея приглашать в Сибирь на берега Байкала известных мастеров, где постепенно мог бы вырасти парк мраморных скульптур, потому что каждый художник будет рад оставить на память частицу своего творчества.

 

 

Думается, не случайно открытие скульптуры совпало с другим мероприятием – Ёрдынскими играми, которые впервые за много лет прошли в новом формате.

 

Три узелка на счастье

«За 20-летнюю историю фестиваля сложился его своеобразный культурный бренд, свои традиции. Но два десятилетия – это большой срок. Для того чтобы фестиваль оставался актуальным, в этом году приняли решение провести научно-творческую конференцию. Обобщить уже сложившийся опыт, взять лучшее и разработать стратегию развития этого мероприятия в будущем», – написал в своем телеграм-канале губернатор Игорь Кобзев, возглавляя в это время делегацию Иркутской области на Питерском экономическом форуме.

 

 

Смена формата никак не повлияла на настроение участников.

Дорога до горы Ёрд (Ехэ Ёрдо) пролетела под звуки песен на бурятском, якутском, селькупском и даже на мордовском языках. Все пели о любви к своему народу. Запланированная остановка на Капсальском барисане: участники игр приняли участие в ритуале «Хий морин», что означает конь ветра, конь удачи.

– Это храм под открытым небом или врата на Байкал. У каждого свой бог от рождения, и молитва –
это всегда слово, и мы должны произносить молитву на языке своих предков. И этот храм под открытым небом пусть сегодня нас объединит на добром пути к миру и чистому небу, – наставляет гостей шаманка Тамара Шантанова.

Она обходит по кругу с чашей, полной молока, чтобы все обмакнули край ленты в чашу и после, подойдя к столбам – сэргэ, повязали их с добрыми мыслями и пожеланиями на три узелка.

 

Живы народные промыслы

Оркестр бурятских народных инструментов «Наран туяа», что в переводе значит «Солнечный луч», встретил гостей Ольхонской деревни, разместившейся у подножия горы Ёрд.

– Оичин, чанза, ятага – инструменты, на которых мы играем, мастерил народный умелец Очиржап Доржиевич Жамбалов, – рассказала руководитель коллектива Оюна Литвинцева. – В репертуаре используем не только бурятские, но и классические произведения.

Неподалеку от «Наран туяа» поют и выбивают темную баранью шерсть девочки в ярких, украшенных вышивкой, халатах.

– Зачем вы это делаете? – интересуются гости.

– Как зачем? Чтобы из шерсти мусор вытрясти! – смеются дети, ненадолго отвлекшись от занятия.

 

 

Валяние из шерсти – традиционный промысел ольхонских бурят. И каждый может приобщиться, свалять на память небольшой сувенир.

– Используем ольхонскую баранью шерсть. Есть фабричная, цветная шерсть, окрашенная, но туристы, если честно, любят натуральное, – рассказывает Ольга, выкладывая на белом фоне символ солнца – круг с перекрещенными линиями внутри.

На священной горе шаманы провели тайлаган – обряд чествования божеств, у которых с древних времен просили, чтобы очередной год выдался плодородным, скот размножался, а болезни и стихии обходили этот край стороной. В качестве подношения – традиционная белая пища.

 

Альтернатива Олимпийских игр

Много лет тысячи гостей ночевали у подножия священной горы, где с утра до вечера шли соревнования. На этот раз игры стали темой открытой дискуссии. На секции «Будущее «Ёрдынских игр», где прозвучал главный вопрос: как изменить формат мероприятия, сохранив сакральную направленность?

 

 

«Ёрдынские игры» могут стать полноценной альтернативой Олимпийским, столь смелую мысль высказал гость из Кыргызстана Максат Чакиев – организатор «Всемирных игр кочевников», руководитель Общественного фонда «Фонд Развития и Сотрудничества». Его страна проводила международные спортивные состязания по этническим видам спорта в 2014, 2016, 2018 годах.

– Когда начинали «Игры кочевников», мы изучали уже проходящие комплексные спортивные состязания – «Кавказские игры», «Игры Манчаары» в Якутии, монгольский «Наадам», «Ёрдынские игры». Изучали, в чем их философия, успех, почему народ туда тянется. В «Ёрдынских играх» заложен некий сакральный смысл. Мы увидели, что в нашем проекте должна быть культурно-сакральная часть, а не только спорт, – говорит Максат Чакиев.

Периодичность у «Международных игр кочевников» точно такая же, как у «Ёрдынских игр». Это мероприятие развивает не только этноспорт, но национальную культуру и туризм.

– Спорт требует больших стадионов, надо их еще построить, поэтому на подготовку олимпиады дается четыре года. Уникальность этноспорта в том, что нам не нужно столько времени на подготовку, каждый борец или наездник уже готов, он этим живет. Ежегодно проводить игры нет смысла, а вот один раз в два года идеальный вариант: люди не забывают, но уже скучают. Считаю, что «Ёрдынские игры» могут показать миру альтернативу Олимпиаде.

 

Игральные кости

Как быстро «конь» проскачет мимо столбов, показывает Надежда Петрова из п. Кутулик на мастер-классе «Мори урилдаан», или «Конные скачки». Это одна из разновидностей игры в «шагай» – «бараньи косточки».

– Игры «шагай» имеют более двадцати разновидностей, с некоторыми из них меня познакомила бабушка, – говорит Надежда Петрова. – У каждого коренного народа свои традиции и обычаи, а также свои определенные игры. «Шагай надаан» – древняя бурятская, монгольская народная игра. В бедных бурятских семьях практически не было игрушек, поэтому игры в «шагай» были самыми доступными для детей.

По правилам «Мори урилдаан», игроки выставляют в ряд кости – «столбы», каждый игрок берет себе по «коню». Затем игроки берут еще три косточки и бросают по очереди. Если какая-то из них упадет в положении «конь» – вертикально и гладкой стороной наверх, значит косточка-конь делает ход, и так до тех пор, пока игрок не преодолеет все столбы.

Всего в наборе 40 косточек, и не каждая подойдет – для «Шагай надаан» нужны косточки с задних ног баранов. Как отмечает Надежда Владимировна, альтернативу им найти непросто: «Есть косточки из пластмассы, но они слишком легкие».

С хребтовыми костями «играет» житель Осы Феофан Кимович. Ему 62 года, но хребтовая кость легко сломалась от удара ребром ладони. С 2014 года в селе возрождена традиционная игра «hэер шаалган» – «разбивание хребтовой кости». Правила просты: взять в одну руку кость, а второй ударить так, чтобы сломалась. Мастер говорит, что важна не столько сила, сколько техника удара. Главное, кость должна быть не короче 15 сантиметров, иначе можно получить травму.

– В 2017 году мы принимали участие в конференции «Ёрдынских игр», но тогда мы говорили о возрождении национальной забавы. Пришлось много поездить по улусам, информацию собирали по крупицам. Не все и не везде помнили, как ломали хребтовые кости. Сейчас же делимся тем, как развился наш проект, – рассказывает старший научный сотрудник Осинского районного историко-краеведческого музея Сергей Николаев. – Мы получили грантовую поддержку на форуме «Байкал», и теперь у нас что-то вроде секции для молодежи. Самое интересное, что наши спортсмены вышли на международный уровень: нынче на фестивале «Алтан Мундарга» взяли бронзу.

 

Пока жив язык – жив народ

Впервые в «Ёрдынских играх» участвовали представители Ямало-Ненецкого автономного округа. В делегацию вошли четыре человека, и каждый нашел секцию себе по душе, чтобы узнать что-то новое и поделиться своим опытом сохранения народной культуры. Наша собеседница – Анастасия Витязева из Салехарда. Еще только направляясь к Хоторуку, когда все знакомились, Анастасия рассказала, что на ее малой родине записываются подкасты (тематические аудиопрограммы) на языках коренных народов Ямала: коми, ненецком, селькупском и хантыйском.

– Я коми изьватас – это группа народа коми, живущая на севере. К формату подкастов пришли, к сожалению, из-за грустных событий – закрылось радио, – объясняет Анастасия. – Мы хотели, чтобы наши слушатели имели возможность получать материал на родном языке. В языке заложен менталитет народа.

На наш вопрос: чего больше – сходства или различия между народами, приехавшими на «Ёрдынские игры», гостья ответила так:

– Здесь все друг к другу относятся доброжелательно. Я была у горы Ёрд, и там дети играли в кости, и у коми есть такая игра. Хотя мы друг от друга далеко находимся, но мы очень похожи.

Подводя промежуточный итог, Анатолий Прокопьев, замгубернатора – руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, заявил:

– Конференция прошла в формате открытого диалога, ведь в споре рождается истина. На секционных площадках, на пленарном заседании поднимались вопросы по сохранению культуры бурятского народа. В этом весь смысл «Ёрдынских игр» – сохранение, развитие культуры, общности народов Евразии. Поэтому здесь присутствовали наши коллеги из Монголии, Узбекистана, Кыргызстана и субъектов Российской Федерации. Как было предложено коллегами из Кыргызстана, мы можем расширить программу из трех видов традиционного спорта: стрельбы из лука, скачек, борьбы. Коллеги предлагают на следующих играх при награждении победителей петь песни в их честь на родном языке. Есть разные точки зрения, когда проводить следующие «Ёрдынские игры»: раз в четыре года или сохранить раз в два года. По дате проведения в свое время мы договорились с организаторами «Алтарганы» – это июль, нам удобно, потому что в июне идет Сурхарбан. Эти вопросы находятся в стадии обсуждения.