Хранитель времени

«Я с часами на ты», – говорит житель Киренска Геннадий Бренев. За свою жизнь мужчина собрал большую их коллекцию. Часы свои коллекционер не прячет, а развешивает на всеобщее обозрение. Часть коллекции передал в краеведческий музей, кое-что раздарил.

Дом Бреневых расположен в микрорайоне Мельничный, что по другую сторону Лены. Над сараем взлетает Баба Яга.

– Это наш оберег от ковида, – серьезно поясняет хозяйка.

 

Уникальная коллекция

Самое интересное в усадьбе – коллекция часов, развешенных на фасаде дома. Часы – вещь мистическая. За каждым изделием – история, чья-то жизнь. Здесь есть ходики, которые уже невозможно заставить работать. Но большинство отремонтированы руками мастера, послужат еще долго. Наручные часы эпохи СССР узнаются безошибочно – строгие, без излишеств. Марка военных часов «Командирские», выпускаемая с 1965 года на Чистопольском часовом заводе, и по сей день почитается знатоками.

 

 

Циферблаты Геннадий Васильевич мастерил сам. Например, из пластинки фирмы «Мелодия». В его собрании есть тематические изделия – в форме Байкала, модели самолета, парусника, домика, солнца. Деревянные, пластиковые, железные…

Мастер до сих пор может починить практически все часы. Ему приносят даже судовые.

– Глядя на коллекцию, нет ощущения быстротечности жизни?

– Нет. Единственное, я сперва вздрагивал от их боя, потом привык.

 

Вещи с историей

– Почему часы? Не колокольчики, не ручки?

– Сначала ремонтировал. Бывало, просидишь до пяти утра, а в восемь на работу, – вспоминает умелец. – Если не мог починить, так и говорил. Такие чаще оставляли у меня, сперва их складывал в коробку. Супруга ворчала, конечно. Я взял и все выкинул. Потом думаю – что ж я делаю, полез снова в контейнер, вытащил и развесил.

– Мы жили в однокомнатной квартире, – вспоминает жена мастера Наталья Евгеньевна.Там и места не было. А в этот дом мы переехали в 1998 году. У мужа появился свой кабинет. Когда на стенах уже не осталось места, вот сюда, на фасад дома стали развешивать.

– Сколько же у вас экземпляров?

– Дома ручных только штук 60, – говорит Геннадий Васильевич. – А большие я и не считаю.

– Что первым появилось в вашей коллекции?

– Ходики 1954 года выпуска, сдал я их в музей. Часы, развешенные на всеобщее обозрение, к счастью, не крадут. Хоть прецедент был.

– Ребятишки дернули одни «Командирские», – без огорчения рассказывает хозяин. Я даже знаю кто. Пацаны приходили, восхищенно говорили про армию, десант. Ну, вот не выдержал один. Смотрю – не стало часов, оторвать-то их легко. Но я шум поднимать не стал, подумал, может, часы «Командирские» как-то парня на правильный путь наставят, вещь серьезная.

 

 

Чаще всего часы наоборот – приносят. Дарят. Тайком подкидывают в ограду. Одни из «Командирских» подарили. Необычные, в виде парусника принес кто-то. Хозяин и сам делится охотно, его друзья получили в дар «купеческие» часы с цепочкой.

– А есть часы с историей?

– Вот они – 1954 года выпуска. Одноклассница уезжала, мы ей собираться помогали. Про часы спросили: «Куда?» «Да выбросите их», сказала она. А чего выбрасывать? Маятник, шестеренки, все на месте. Года два лежали они у меня. Потом я отпарил их в керосине, растворителе. Поколдовал, и они пошли. Тоже отдал в музей.

– А необычным путем часы к вам попадали?

– Вот эти, – коллекционер показывает на кота с бегающими в разные стороны глазами. – Иду мимо пятиэтажек, смотрю – в контейнере мусорном часы лежат. Огляделся – никого. Достал я их, сломанные были, конечно. Вижу – идет моя знакомая мимо. «Геннадий Васильевич, что ж вы по помойкам-то ходите?» Объяснил, посмеялись.

 

Мечта о Павле Буре

– У вас самого первые часы когда появились?

– В армию уходил, мне батя подарил, марки «Сатурн». Показывали они не числа, а дни недели. Я их разбил нечаянно, крановщиком работал.

– Какие экспонаты самые дорогие сердцу?

– Это работа швейцарского мастера Вильяма Габю. Мне сосед дядя Костя, уезжая, подарил. Резные, очень красивые. Единственное, боя я от них добиться не мог. А когда-то стучали как медный таз: «бум-бубум». В городском музее сейчас, там процентов 70 моих часов.

Люди приносят Бреневым ходики, зная – мастер обязательно водрузит их на высоту, и, проходя мимо дома, бывший владелец их снова увидит. Теперь эти вещи, как и вся коллекция Геннадия Васильевича, можно сказать, общественные. Часто над калиткой можно увидеть головы любопытных прохожих. Многие показывают пальцем «Вон мои висят». Таксисты адрес Бреневых так и называют – «дом с часами».

Часы показывают разное время. Часть из них «стоят». Рабочие, которые с самым крупным циферблатом, хозяин повесил повыше, чтобы люди, проходя, видели точное время. Вечером, когда открывается калитка, срабатывает фотоэлемент, и на часах загорается подсветка. Полюбоваться на коллекцию приходят дети, туристы.

– У вас есть мечта?

– Всю жизнь мечтал съездить в Ангарский музей часов. Пока работал, все было некогда. Еще есть мечта иметь часы компании Павла Буре, основанной в 1874 году. Но пока только крышки от них заполучил. На них, старинных, написано: «Поставщик двора Его Величества».

– Правда, что часы нельзя в подарок дарить?

– Не знаю. Я дарил, мне дарили. – Сейчас у всех сотовые телефоны, которые показывают время.

– Часы носят вахтовики, охотники…

Коллекцию Геннадий Васильевич время от времени пополняет – работает сарафанное радио. Жена Наталья Евгеньевна 47 лет проработала в образовании.

– В детсаду № 11 «Колосок», где я работала, есть краеведческий музей, там штук 40 наших часов. Есть и редкие – кольцо на палец, кулон, – вспоминает женщина.

– А вам не жалко?

– Дома я один их вижу, а в музее люди видят, – убежденно говорит коллекционер. – Делиться всегда хорошо.