Байки Музейного

Старинные экспонаты стали персонажами необычной книги о Хужирском краеведческом музее

Ковшик, найденный на месте крупнейшей катастрофы судна на Байкале; сани, которые издавна использовались при охоте на нерп; старинная машинка для стрижки – о разных экспонатах Хужирского краеведческого музея им. Н.М. Ревякина рассказывает в новой книге необычный герой. Это прообраз сказочного домового, только, по задумке автора, он живет в музее. Презентация книги состоялась 30 мая в Иркутске, в отделе областного краеведческого музея «Окно в Азию».

 

Что за поняга такая

«Недавно полночи у меня поняга обижалась… На вид – неказистая досточка, да на ней ремешки и шнурочки, вот и вся хитрость. Оказалось, один горе-знаток ляпнул, дескать, ясен-пень, поняга – это сбруя такая для маленькой лошади. Что за странная выдумка?!Ну ладно, объяснили ему, что это не лошадь несет понягу, а вовсе даже человек…»

С этой первой истории о прообразе рюкзаков – заплечном охотничьем устройстве для переноски трофеев и припасов – в 2017 году началась публикация рассказов на страницах газеты Ольхонского района «Байкальские зори». И сразу после нее в музей потянулись читатели – посмотреть, что за поняга такая…

 

 

Всем известны сказки про домового, страшилки о баннике или сцены фильма «Чародеи» с вагонным. А здесь рассказчиком выступает новый, но на Ольхоне уже практически мифологический персонаж – Музейный. Именно так, с большой буквы. Он появился на свет после того, как иркутский писатель, редактор, автор песен Марианна Язева однажды пришла на экскурсию в музей поселка Хужир. Об этой встрече на презентации книги напомнила директор Хужирского краеведческого музея им. Н.М. Ревякина Юлия Мушинская:

– В музей я пришла работать в 2017 году, но о его экспонатах знала с детства. Истории – где их создавали, как использовали, кто изготовил или передал в дар – слышала еще от основателя музея Николая Михайловича Ревякина. И когда Марианна зашла к нам, стала ей взахлеб рассказывать про эти экспонаты. Я говорила о том, что каждый из них уникален и интересен, но очень жаль, что людям в ходе обзорной экскурсии обо всем не расскажешь. А бюджет у нас очень маленький, мы не можем издавать музейные каталоги. В ходе этого разговора с Марианной и родилась идея проекта.

 

В сельском музее
более 7 тыс. экспонатов

Остров Ольхон имеет богатейшую историю. С сороковых по конец шестидесятых годов ХХ века здесь базировался летний лагерь Областной детской экскурсионно-туристической станции. В 1953 году – ровно 70 лет назад – в Хужире благодаря стараниям учителя географии Николая Ревякина одним из первых в регионе появился свой школьный краеведческий музей. В середине прошлого столетия в Иркутской области активно вели раскопки известные археологи Алексей Окладников и Павел Хороших. К последнему обратились за помощью ольхонские краеведы, которые заинтересовались, кто жил на острове в древние времена. По совету ученого они исследовали на северо-западе Ольхона стоянки новокаменного века, открытые в 1920-х годах. Оттуда кружковцы возвращались с ценными находками, которые и заложили основу музейной коллекции.

 

 

Каменные орудия, артефакты курыканской культуры, стрела воина Чингисхана, старинные предметы быта и орудия лова, чучела животных, минералогическая коллекция – сейчас в фондах, казалось бы, небольшого сельского музея более 7 тыс. экспонатов. Среди них есть по-настоящему уникальные предметы. Например, аршуур – бурятский старинный набедренный фартук чистоты. Его родители невесты дарили на свадьбу будущему зятю с пожеланиями супружеской верности. В кармане фартука хранили небольшую ритуальную чашечку, монеты и другие нужные вещи. Аршуур сопровождал мужчину всю жизнь, и с ним его провожали в последний путь.

У гостей вызывает большой интерес и коллекция вещей женщины – шаманки. Ее после смерти сожгли на острове в середине ХIХ века вместе с лошадью. Спустя столетие Николай Ревякин отыскал место сожжения шаманки, где обнаружил украшения, элементы конного убранства и прочие ценные находки. Говорят, после того, как музейщики решили разделить экспозицию, ее кто-то ночью разворошил. Решили, что это шаманка обиделась, что ее разлучили с верным конем. Провели обряд, шалости прекратились, но, по заверению музейных работников, все равно они порой ощущают там присутствие неких энергий. Эту атмосферу почувствовала и автор «Баек Музейного».

– В работе над проектом у меня был свободный доступ в музей, в том числе ночью. Ночь в музее, когда ты там можешь быть один, то все воспринимаешь иначе. Нет экскурсовода, нет смотрителя, свет приглушен, и те же самые вещи, которые ты видел днем, видишь совершенно по-другому, – говорит Марианна Язева. – Пусть в книжке истории рассказывает Музейный, но все эти истории об экспонатах – а каждый мы обсуждали с работниками музея – правдивые. В конце книги есть цветные фото этих экспонатов.

 

Проект «Байки Музейного»
побеждал на фестивале
«Байкальская пресса»

Иллюстрировала издание дизайнер Ольга Ревенко. Образ Музейного она постаралась сделать не чисто сказочным, а вполне очеловеченным. Получился этакий маленький седой старичок со сварливым характером, но добрым сердцем. С грустью и сочувствием он, например, поведал печальную историю обычного на вид старого ковшика. Он был выброшен на берег с другими вещами в 1901 году во время самого страшного кораблекрушения на Байкале. Тогда на Малом море в шторм затонула шхуна «Потапов», 176 человек погибли.

Едва не закончилась трагедией и другая история, на этот раз связанная с самим основателем музея. Однажды в 1963 году Николай Михайлович Ревякин поехал на подледную рыбалку с зятем. Но их мотоцикл внезапно пошел под лед, люди чудом спаслись и даже рыбу в мешке вызволили из воды. А спустя два года другие рыбаки, бросив сеть и обрадовавшись неожиданной тяжести «добычи», извлекли на берег тот самый ревякинский мотоцикл, который сейчас является частью экспозиции.

 

 

На старте проекта главред «Байкальских зорь» сомневался, вызовет ли читательский интерес такой формат статей. И первую байку от Музейного опубликовал, когда из номера «слетел» другой материал. Но эти истории полюбились читателям, они стали писать письма в редакцию и просить продолжения. А на сайте газеты рассказы Марианны Язевой с комментариями директора Хужирского музея собирали больше всего просмотров.

– Это не классический газетный формат. Но у нас камерная пресса, читателям понравились истории. В 2019 году мы подали заявку на участие в конкурсе «Лучший журналист Иркутской области» в номинации «Информационный проект года» и выиграли в ней. Все благодаря шикарному слогу Марианны, порой архаичному, но живому и образному языку. Это необычно, свежо, по-новому. Такой формат может перенять и остальной музейный мир, – считает главный редактор газеты «Байкальские зори» Екатерина Грешилова.

Книга с байками, которые Музейный, по словам автора, начитывает по ночам на диктофон для Директора музея, вышла небольшим тиражом. Отзывы на сборник оставили представители музейного сообщества, писатели и министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. В рецензии она, в частности, отметила, что эта книга может быть интересной не только взрослым, сборник подходит для семейного чтения вслух. И этот диалог становится своего рода путеводителем в мир музейных экспонатов, он поможет детям в гармоничном развитии и правильном восприятии культурных процессов.