Время любви в музыкальном театре

«Брачное агентство» открылось на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского. Так называется современная оперетта в постановке режиссера Василия Заржецкого из Санкт-Петербурга. Либретто к спектаклю создала писатель Алина Байбанова, известная иркутским зрителям как автор поэтических текстов к мюзиклу «Декабристы». Музыку написал известный композитор, заслуженный деятель искусств РФ Александр Журбин. Кстати, ранее этот эксклюзивный материал нигде не был представлен.

– Личная жизнь – самая животрепещущая составляющая человеческой жизни, – считает Алина Байбанова. – Мужчинам для подвигов нужен крепкий тыл, женщинам для продолжения рода – надежная спина, но без настоящей любви в отношениях все это лишь иллюзия, поэтому тема любви и брака будет жить вместе с человечеством всегда. Именно настоящую любовь ищут герои «Брачного агентства».

 

 

Его открыли подруги Стелла (Мария Дербина, Юлия Пихтина) и Лена (Александра Гаращук, Софья Сучкова) в торговом центре, который принадлежит известному бизнесмену Александру (Никита Мещеряков, Гейрат Шабанов). Он, кстати, прикинулся простым маляром и нанялся рисовать афишу. А подруги начали принимать своих незадачливых, но харизматичных клиентов: владелицу шоу-рума Марину (Евгения Калашникова, Ирина Мякишева) и ее подруг Аделаиду (Елена Барабошкина, Анна Рыбникова) и Светлану (Светлана Лунюшкина, Юлия Панченко), старичка с деменцией Пантелеймона Пантелеймоновича (народные артисты РФ Николай Мальцев, Владимир Яковлев), альфонса Эдика (Роман Лукьянчук, Игорь Переверзев). И, казалось бы, женихи и невесты далеко не вип, как задумывали хозяйки, но в итоге все нашли себе пару под стать.

– Сама жизнь предложила мне этот сюжет, ведь по первой профессии я врач по двум специальностям: кардиолог и клинический психолог, – рассказала Алина Байбанова. – Был в моей жизни период, когда я вела практику в качестве консультанта в одном из московских брачных агентств. Его хозяйка искренне пыталась помочь одиноким людям, но случались и курьезы. Прямых совпадений или каких-то узнаваемых ситуаций из жизни отдельных людей в спектакле нет, так что этика полностью соблюдена. Но в отправной точке я опиралась на жизненные факты, а дальше вволю отдалась творческой фантазии.

Яркие декорации и костюмы к спектаклю придумала художник Мария Высотская из Москвы. В оформлении использованы неоновые цвета, а образы артистов вдохновлены западной модой 1960–1970-х годов.

 

 

В музыкальном плане спектакль сочетает классическую структуру оперетты и актуальные ритмы и аранжировки.

– Говорят, что жанр оперетты умер вместе с композитором Имре Кальманом, то есть в 1953 году, с тех пор все попытки написать оперетту были неудачными, и все пришли к мнению, что этого жанра более не существует, в это верил и я, – рассказал Александр Журбин. – Но когда Алина Байбанова предложила либретто под названием «Брачное агентство», я подумал, что этот смешной сюжет очень подходит оперетте. В нем есть несколько пар, и у каждой – своя история, и много человеческих, простых, бытовых проблем. Но все должно закончиться хорошо. Именно так мы задумали это произведение.

С композитором Александром Журбиным Иркутский музыкальный театр сотрудничает давно. Театралы наверняка помнят такие спектакли на его музыку, как «Пенелопа» (1984, 2003), «Неаполитанская вдова, или собака на сене» (1987), «Цезарь и Клеопатра» (2011), «Дамский портной» (2016).

– Талантливых композиторов немало, но лишь единицам удавалось совершить такой прорыв в искусстве, как Александру Журбину, написавшему совместно с Юрием Димитриным первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика», – отметила Алина Байбанова. – Для того времени это было высадкой на Луну, поэтому мне очень хотелось поработать именно с Александром Борисовичем. Я набралась смелости и предложила почитать маэстро синопсис оперетты. К моей радости, я получила живой и сердечный отклик, вдохновилась и разработала сценарий шире. Дальше мы предложили его в Иркутский театр им. Загурского, который очень тепло воспринял этот материал. Работалось на одном дыхании. Журбин написал очень красивую и глубокую музыку. Он был вдохновлен и энергичен все это время.

В спектакле есть региональный акцент, ведь действие происходит в Иркутске. И хотя трудно представить, что такой курьезный сюжет мог бы случиться в реальности, многие герои спектакля вполне могут напоминать ваших знакомых или соседей. Такими простыми и человечными сделали их режиссер и артисты.

– Оперетта – это праздничный по настроению и вместе с тем сложный для воплощения жанр, – считает Василий Заржецкий. – Сейчас он требует иных ключей для раскрытия своего потенциала. Зритель очень тонко чувствует фальшь, наигранность, ненатуральность веселья. Режиссеры музыкального театра должны экспериментировать, искать новые способы, новые приемы, чтобы преподносить оперетту публике.

В данном случае, кажется, все удалось. Спектакль получился веселым, динамичным и полным оптимизма. Кстати, оперетта стала завершающей премьерой творческого сезона Иркутского музыкального театра.