30000 километров на велосипеде

Ежегодно во время отпуска Юрий Лыхин отправляется в путешествие, объехав таким образом больше 30 стран. Историю своего рода ученый секретарь архитектурно-этнографического музея «Тальцы», член правления Иркутского общества «Родословие» Юрий Петрович Лыхин знает на 16 поколений. Его дед Иван Егорович жил со своим семейством в деревне Лыхина Киренского района, куда летом на колесном пароходе по Лене приезжал внук Юра.

Возможно, тогда и зародилась неуемная тяга к путешествиям. Кстати, Юрий Петрович до сих пор помнит первую «экспедицию» на новеньком велосипеде, которая закончилась у обрушенной поленницы – не успел затормозить.

Гораздо позднее, уже в зрелом возрасте, имея за плечами солидный опыт пеших походов, Юрий Лыхин выбрал именно этот вид транспорта для своих путешествий. Основная причина может прозвучать для многих неожиданно – безденежье. Первые поездки за границу ему обходились максимум в 500 долларов. Сейчас бюджет таких поездок увеличился в 2–2,5 раза, но значительно выросла и география маршрутов. Название проекта «Кругосветка по кусочкам» продиктовано его особенностью. Проезжая за время отпуска не менее 1500–2000 километров, сибиряк делает промежуточный финиш. А потом, через год или несколько лет, в зависимости от обстоятельств, продолжает начатый путь. В итоге промежуточные отрезки путешествий выстраиваются в некую линию, которая в итоге обогнет земной шар. Позади у Юрия Петровича уже 30 тыс. километров при длине экватора в 40 тыс. километров. Может показаться, что желанный финиш близок, но велосипедист едет далеко не по прямой, поэтому ему еще ехать и ехать, чему путешественник только рад.

 

Пандемия сидеть дома не заставит

Даже пандемия не заставила Лыхина сидеть дома, в период всеобщих ограничений он побывал в Турции и Египте.

– До Стамбула добрался на самолете, а потом на велосипеде двинулся к югу, планируя пересечь Турцию, Сирию, Ливан, Иорданию и закрыть сезон на Земле Обетованной, – рассказывает Юрий Петрович. – Но проехав 2200 километров, вынужденно остановился на границе Турции и Сирии в городе Антакья, где жил и проповедовал апостол Петр, сейчас это место паломничества христиан.

 


В египетском Шарм-эш-Шейхе, 2021 г.

 

–  Юрий Петрович, какая из стран стала первой в вашем проекте «Кругосветка по кусочкам»?

– Монголия, которая по красоте и разнообразию природы много лет является моей любимой страной. Со старшим сыном и его другом мы прокатились по пустыне Гоби, в следующем году поехали в Индию и Непал, правда, уже не на велосипедах. После этого сына как прорвало: он устроил с друзьями десятимесячный тур через Монголию, Китай, далее по Юго-Западной Азии – Тибет, Непал, Индия, Бирма, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Лаос. Даже я, опытный к тому времени путешественник, позавидовал сыну. И младшего приобщал к путешествиям, тоже начиная с Монголии. Затмить Монголию сумела только Новая Зеландия, где есть то, чего нет в Монголии, – гармония между цивилизацией и природой.

 


По египетским дорогам, 2021 г.

 

– А что дальше?

– Двинулся в Китай. Сначала преодолел Северный Китай до Сианя – бывшей столицы страны, одного из древнейших городов мира, а вторым «кусочком» – Южный, добравшись до Вьетнама.

 

Новый велосипед для нового путешествия

– Велосипед лишь на старте становится средством передвижения, все остальное время – багаж. Скажите, дешевле покупать каждый разновый или перевозить проверенный транспорт?

– В соседние страны – Монголию, Китай – возил свой, а тащить велосипед, например, в Америку, слишком дорого. Поэтому приезжая в страну, приобретаю велосипед, а в конце путешествия оставляю его в аэропорту. Самый дорогой купил в США – за 460 долларов, хотя чуть позднее, по дороге, видел автомобили за 300 долларов. В Японии дорого обошелся велодруг. Мы с сыном привезли туда свой старенький, потом его там оставили, а новый привезли все-таки.

Из японского дневника Юрия Лыхина:

«…мы прилетели в Японию лишь с одним велосипедом. И теперь, чтобы начать путешествие, нам надо приобрести второй. Однако подавляющее большинство велосипедов в здешних магазинах продается без багажников.

Но где наша не пропадала! Решаем проблему чисто по-русски. Подходящий багажник мы заметили на старом велосипеде, одиноко стоявшем у забора недалеко от нашего отеля. Сквозь велосипед проросла трава и ветки дерева. Видно было, что он давно стоит здесь без дела. Вечером мы решили похитить брошенный транспорт, снять с него багажник и с ним отправиться в магазин. На какой велосипед получится его прикрутить, тот и купим».

 

Дневная норма – минимум 60 километров

– С чего начинается подготовка к очередной поездке – сбор денег, информации?

– Коплю деньги, в среднем на путешествие уходит порядка 1000–1500 долларов. Пока только Америка и Канада вышли дороже. Основные траты для туриста – отели, гиды, экскурсии, а я ночую в палатке, иногда в хостелах, питаюсь недорогими блюдами местной кухни.

 


Среди кактусов сагуаро, США, пустыня Сонора, 2015 г.

 

– Физическую форму держите постоянно или подтягиваете непосредственно перед дорогой?

– Много лет работала такая схема: год сидел за компьютером, потом садился на велосипед и спокойно ехал. С возрастом это перестало работать – пошел в спортзал. Но и в этом случае первые дни маршрута складываются тяжело. Такие путешествия – все-таки не  отдых, а каждодневная тяжелая работа.

 

–  Сколько километров в среднем преодолеваете за день?

– Дневной минимум составляет 60 километров. И это вроде бы немного, но когда ты сегодня преодолеваешь такое расстояние, завтра и так целый месяц, то все непросто. По Канаде маршрут был длинный, я спешил и ехал по 100 километров в день. Бывало, что уже ночь наступает, надо ставить палатку, варить ужин, а ты сидишь на корточках, обхватив голову, и сдвинуться не можешь…

 


Во время дождя в Южной Корее можно расположиться на ночевку и в придорожной беседке. 2016 г.

 

– Вы предпочитаете одиночные путешествия. На мой взгляд, это тяжело, когда не с кем перекинуться словом. Не гнетет ли вас одиночество?

– Нет, попутчики меня скорее обременяют. Почувствовал это даже во время путешествий с сыном. По природе своей я интроверт. В одиночку можно увидеть гораздо больше.

 

–  А вдруг что-то случится, кто поможет?

– До сих пор все проблемы разрешались благополучно, хотя иногда и неожиданным образом. Во время путешествия по Америке мужчина провез меня 120 миль до ближайшей велосипедной мастерской. Нередко останавливаются совершенно незнакомые люди, спрашивают, чем помочь. Перед поездкой по Китаю и Японии попросил написать на табличке иероглифами: «Мне нужно отремонтировать велосипед. Где находится ближайшая мастерская?» «Эй, ты откуда?»

 


Поломка велосипеда – не беда. Найти веломастерскую в Китае нетрудно

 

–  Насколько отношение к туристам отличается в разных частях света?

– В Японии к тебе редко кто подойдет. Там нарушить личное пространство – непростительный поступок. В Америке люди чуть попроще. Зато какие открытые азербайджанцы! Иду по городу, мне с четвертого этажа кто-то кричит: «Эй, ты откуда?» И пошел разговор. Один раз выпил пиво, спрашиваю мужчину: «Как переводит- ся название?» Отвечает: «Не знаю, брат». И тут со второго этажа кто-то кричит: «Это – легенда!» И давай рассказывать. Просто удивительный народ!

 

–  Что жители других стран знают о России?

– Услышав, что с берегов Байкала, часто спрашивали: «А где это?» Особенно в плане географии отсталыми выглядят американцы – вообще ничего не знают. Какой Байкал? Где это? Но почти всех интересует впечатление туриста об их стране.

 

– О любой стране существует некий стереотип, насколько быстро он меняется во время поездки?

– Когда поехал по Китаю, был у меня определенный стереотип. Поскольку я историк, много читал, то сложился некий образ – мандарины с бритыми головами, чайные традиции, но ничего этого не увидел. Тот же чай наливают в термосы и носят с собой целый день, что с точки зрения церемонии недопустимо. Страна сначала мне даже не понравилась, поскольку не соответствовала моим представлениям. Мнение изменилось после второго-третьего раза, и теперь я планирую еще побывать там, хотя бы в городах-оазисах вокруг пустыни Такла-Макан. Япония сразила своим эстетством. Я бы сказал, что это страна эстетов для эстетов. Даже на бытовом уровне.

 


Южнокорейские деликатесы, 2016 г.

 

Из самых свежих примеров – Иран. Перед поездкой волей-неволей у меня сложилась в голове картина великой Персии, историю которой я изучал в университете. Представлял такие древние города, как Шираз. Но по приезде в Иран образ разрушился, сейчас это совсем другая страна. Долго боролся с собой, не желая признаться самому себе, что страна, о которой я так мечтал, мне скорее не понравилась. Хотя более доброжелательного народа я в мире не встречал – все приветливы, дружелюбны, открыты, с интересом относятся к гостям. Практически каждый говорил: «Добро пожаловать в Иран!», а один мужчина воскликнул: «Добро пожаловать в мою страну!» При этом обязательно подарят какой-нибудь пустячок. Однажды на дороге обогнала машина, остановилась, из салона вышла молодая пара. Молодой человек, девушка, одетая скорее по-европейски, протянули пакетик, поприветствовали и уехали. В пакете оказались разные напитки, шоколадные батончики. Очень трогательно!

 

Мимо развалин древней Персии

– В Иран попали через Азербайджан, как и планировали ранее?

– Нет, этот путь так и остался закрытым – ковидные ограничения. Поэтому в моем проекте остался не пройденным кусочек от Баку до Тегерана, и при удобном случае я его все равно пройду. Но нет худа без добра. Мне удалось приобрести недорогие билеты на самолет, маршрут Иркутск – Москва – Тегеран – Москва – Иркутск мне обошелся всего в 36 тысяч рублей. От Тегерана планировал проложить путь до границы с Пакистаном, но потом решил остановиться на крупнейшем портовом городе Ирана Бендер-Аббасе. В итоге проехал на велосипеде около двух тысяч километров. В следующий раз, когда появится возможность продолжить кругосветку, начальной точкой станет Бендер-Аббас, от которого до Пакистана порядка 700 километров, а дальше Индия.

 

 

– На этот раз велосипед покупали в Иране?

– Да, и это явилось небольшой проблемой. Определенный культурный шок, который охватывает человека, попавшего в другую страну, усугубился персидской письменностью, которую используют для записи фарси – официального языка Ирана. В первый же день столкнулся с их «крючками», не всегда понимая, где цифры, а где буквы. Кроме того, в Иране ходят две денежные единицы – риалы и туманы. Соотношение – 10 000 риалов к 1 туману. Например, билет в музей стоит 100 туманов, это миллион риалов. Я не сразу разобрался в соотношении национальных валют и даже в какой-то момент заволновался – хватит ли мне взятых с собой денег. Покупая велосипед, не сразу получалось перевести в рубли и понять, дорого или нет. Прилетел накануне пятницы, а джуми у них выходной – день молитвы, в субботу тоже выходной, рабочая неделя начинается в воскресенье. Пришлось жить три дня на 100 долларов, которые обменял на туманы в аэропорту.

 

– За сколько приобрели велосипед?

– Он обошелся 4800 туманов, на наши деньги 14 400 рублей. Недорого. Велосипед оказался китайским, очень надежный. За 2000 километров стерлись лишь покрышки и тормозные колодки, но для них это предел. Все остальное осталось в превосходном состоянии, даже жалко было оставлять его перед отлетом в аэропорту.

 

– А в целом велосипедная культура развита в Иране?

– В крупных городах есть даже специальные дорожки, народ понемногу ездит, в других местах видел на велосипедах только иностранцев. Несмотря на то что страна 40 лет находится под санкциями, в последнее время налаживаются связи с Европой, поехали туристы. Местные говорят, что увеличился поток россиян.

 

– Иран 40 лет под санкциями, чувствуется ли это на бытовом уровне?

– Да. Несмотря на то что среди стран Ближнего Востока Иран занимает по уровню ВВП второе место после Турции, Иран заметно беднее. Это видно на таких вещах, как придорожное обслуживание. Кафе оказались редкостью, ассортимент блюд очень скудный. Чаще всего шашлык из курицы и рис. Иногда подавали тушеные овощи, похожие скорее на суп-пюре.

Поэтому питался омлетами. Из напитков – чай да газировка. Работают фастфуды, но туда я не заходил, после Америки терпеть не могу такую еду.

 

– Насколько жесткий дресс-код в мусульманской стране?

– В Египте жестче. Однако и в Иране ограничения касаются не только женщин, но и мужчин. В шортах, например, вообще никого не видел.

 

– Под запретом и алкоголь?

– Да. Хотя там и выпускают несколько сортов пива, но оно все безалкогольное. Открыто вино употребляют лишь в армянском квартале Исфахана.

 

–  Много ли сохранилось исторических памятников в некогда великой Персии?

– Оборудованных экспозиций, как в других странах, там очень мало. Чувствуется, что у страны не хватает денег, поэтому в глубинке и смотреть особо нечего. Центральные улицы маленьких городов – сплошные лавочки, авторемонтные мастерские и все. А дальше глинобитные мазанки. Повторюсь, что я больше разочарован Ираном, подкупает лишь дружелюбие народа.

 

– А как же знаменитые восточные базары?

– Они есть, конечно, и очень похожи на турецкие, среднеазиатские. Там продается практически все, но мне в дороге ничего этого не нужно – лишний груз, поэтому на базаре в Исфахане я купил только чай. Этот напиток, кстати, иранцы позаимствовали у русских, а с ним и самовары.

 

– Следующий этап своей кругосветки уже определили?

– Да, едва приехав, заскучал по новой поездке и наметил маршрут: из Бангкока к югу через Малайзию до Сингапура, там порядка 1800 километров, нормальное расстояние на один месяц. Короче, уже нахожусь в предвкушении будущей поездки.