Эта строгая энергетика

Когда в 2005 году депутат Законодательного Собрания Денис Шершнев учредил «БайкалСвязьЭнергоСтрой», он сам не подозревал, что это Общество с ограниченной ответственностью через 16 лет станет Обществом с неограниченными возможностями. Сотни линий передач, десятки подстанций смонтированы за эти годы в Иркутской области, Бурятии, Забайкалье, Красноярском крае. Накоплен опыт, завоеван авторитет. И сегодня в преддверии Дня энергетика мы предоставляем ему слово.

 

– Как, на ваш взгляд, обстоят дела с энергообеспечением в Иркутской области?

– Своей генерацией мы, конечно, можем гордиться, производим более 6% всей электроэнергии в России, а вот донести ее, не расплескав до потребителя, до нас с вами – вот с этим у нас пока огромные сложности. На сегодняшний день общее состояние сетевого комплекса, скажем так, удручающее. Сети просто не выдерживают нагрузок. Очень велики риски отключений. Вспомните прошлую зиму, когда нас преследовали постоянные аварии. Без света и тепла сидели жители Хомутово, Урика.

 

– Говорят, майнеры виноваты. В погоне за виртуальной криптовалютой воруют энергию, нагружают сети непосильными мощностями, от которых провода плавятся.

– Ссылка на майнеров – одна из причин. Взгляд по верхушкам. На самом деле это вопрос системный. И ответ надо искать в нынешнем подходе к жилищному строительству. Насколько я помню из публичных источников, 70% вводимого жилья в Иркутской области – малоэтажное строительство. И только 30% – многоэтажное. А кто-нибудь следит за малоэтажным строительством? Да никто. Оно ведется довольно стихийно. Купил человек участок земли, поставил «домик» в два-три этажа, а потом как снег на голову сваливается на сетевую компанию: прошу выдать мне мощность. Ему говорят: извини, у нас мощностей уже нет, на вот тебе 15 киловатт, больше не можем. А мы понимаем, что в современных реалиях этого недостаточно. На жилой дом требуется по 20–30 киловатт. Вот эта дополнительная нагрузка и накладывается на действующие сети. Отсюда аварийные отключения. Линии не выдерживают, подстанции не выдерживают, сгорают. Нагрузка майнеров в пределах 5%. А от малоэтажки – десятки процентов.

 

 

 

– То есть малоэтажное строительство должно вестись под контролем?

– Непременно. Должен быть плановый вектор развития. Сетевые организации обязаны заранее получать четкое указание от властей: мы планируем вести жилую застройку в том-то и том-то районе, допустим, по Качугскому тракту, увеличьте там мощность условно до 100 мегаватт. И так в каждом крупном городе. Чтобы к приходу застройщика подготовить энергетический фундамент, рассчитать объем будущего потребления электроэнергии с учетом нынешней энерговооруженности жилья. Я думаю, выработку такого системного подхода как раз и должно взять на себя областное министерство жилищной политики и энергетики.

 

– Вашей организации удалось в этом году заштопать какие-то «дыры» в сетевом комплексе?

– Неверно так говорить, штопают сетевые компании. Мы для этого – нитки и иголки, но работы было сделано немало. В первую очередь это, конечно, ликвидация дефицита в районе села Хомутово. Чтобы разрулить обстановку, мы еще в прошлом году начали и нынешним летом закончили строительство электролинии 10 кВ в габаритах 35кВ от новой подстанции в Столбово до Карлука. Она предназначена для снятия части нагрузки со старых сетей Хомутово и увеличения мощности энергоснабжения селаУрик – район интенсивной частной застройки. Одновременно реконструировали линию Онот – Тальники, это в Черемховском районе, которая была в крайне запущенном состоянии.

 

– Это были сложные и трудоемкие проекты?

– Я бы не отнес их к особо сложным, а вот реконструкция линии в 110 кВ, питающей от Мамаканской ГЭС практически весь Мамско-Чунский район, – это оказался крепкий орешек. Строилась она более полувека назад, обветшала, столбы подгнили, ветер посильнее – обрывы. Идет она по глухим местам, кругом скалы, курумники, не подойти, не подъехать. К тому же погода не баловала, морозы стояли крепкие. Досталось ребятам, ставили опоры из листвяка зимней рубки, на бетонных пасынках. Но, как говорится, прорвались, закончили к концу года первый этап реконструкции протяженностью 10 километров.

 

 

 

– А как депутату вам удается строить законодательную базу, учитывающую проблемы энергетического снабжения населения?

– Именно этим мы с моими коллегами по депутатскому корпусу и занимались последнее время, разобрав по косточкам представленную правительством Стратегию развития Иркутской области. И обнаружили, что в 450-страничном труде всего лишь одна страничка отведена развитию электроэнергетики. И то безо всякой конкретики, одни общие слова. Конечно, это несерьезно. Мы на заседаниях собрания проработали именно введение технических показателей, чтобы к 2036 году достигнуть конкретных цифр по генерации, по ветхости электросетевого комплекса, продолжительности аварийных отключений, прерываемости электроснабжения… По данным показателям будем судить о работе электросетевых компаний. Не хотите исполнять – запустим на территорию другую компанию, которая справится с этим лучше.

 

– Депутаты, кажется, даже предложили разработать отдельно стратегию топливно-энергетического комплекса?

– Совершенно верно. Согласитесь, сложно планировать социальное и промышленное развитие области, не понимая, откуда мы возьмем на это тепловые и энергетические ресурсы. Сейчас бюджет на следующий год уже сверстан, но мы предложили при весеннем уточнении бюджета предусмотреть средства на разработку стратегии ТЭК. Кстати, Иркутский институт систем энергетики еще в 2010-х подготовил такой документ, жаль, что он остался втуне.

 

 

 

– Чем вас привлекла электроэнергетика?

– Наша отрасль строгая, ошибок не прощает, в ней случайных людей нет. Кто приходит, то это надолго. У большей половины нашего штата стаж 8–9 лет. В прошлом году проводили на пенсию крановщика Николая Крючкова. Ему 75 лет, а он бойкий, крепкий, в работе молодых за пояс заткнет. А наш прораб Петр Головач, ему уже за 60, приехал строить БАМ, да так и остался, лет 10 в нашей фирме работает, молодых наставляет. Да обо всех просто не расскажешь. У нас в энергетике есть одна особенность, которой в других областях нет. Мы ежегодно сдаем экзамен в Гостехнадзоре. Причем все, невзирая на чины и звания, от генерала до рядового. Какой бы пост не занимал, приди и предъяви свои знания. Этот ритуал не дает расслабиться, отстать от требований дня. Мне приятно работать с профессионалами, несущими бремя большой ответственности. И пользуясь случаем, хочу поздравить всех своих коллег, а также партнеров, с Днем энергетика, пожелать счастья, здоровья, успехов, больше достижений и меньше аварийных ситуаций. Чтобы лампочки в домах никогда не гасли.