Магия карнавала

Бауто, Вольто, Моретту, Коломбинау, Арлекина и других героев венецианского карнавала можно увидеть в Усадьбе Сукачева Иркутского областного художественного музея. Здесь на выставке «Магия карнавала» представлены традиционные маски этих персонажей. Всего в экспозиции более полусотни произведений из коллекции петербургского «Арт-Центра». Интересно, что эти маски – непосредственные участники праздника на главной площади Венеции – Сан-Марко 2017–2018 годов.

– Вот маска Казановы, она же Бауто, – одного из самых узнаваемых героев венецианского карнавала, – рассказала заведующая отделом музея Кристина Шерхунаева. – Именно этот образ из одноименного фильма Федерико Феллини вернул традицию карнавала, который не проводился весь XX век.

Интересно, что история ношения масок в Венеции возникла задолго до карнавала. Оказывается, их широко использовали в повседневной жизни с целью скрыть лицо во время романтических свиданий или совершения преступлений. В разные годы маски запрещали носить в казино, в ночное время, в монастырях и в публичном доме. В то же время они были обязательными для женщин, которые ходили в театр, но запрещены для незамужних девушек.

 

 

Со временем маска была разрешена только на карнавале и специальных банкетах. С 1797 года в связи с падением Венецианской республики маска прекратила свое существование и не использовалась почти 200 лет. Тем не менее в Венеции до сих пор остались потомственные мастера, владеющие секретами изготовления настоящих масок – маскерари.

– В Венеции осталось чуть более десятка настоящих маскерари, – отметила Кристина Шерхунаева. – На выставке представлены белые маски, которые рассказывают об основных традиционных видах этого предмета. Также есть несколько способов изготовления масок. Первый – из папье-маше, когда в клей для прочности обязательно добавляют яичный белок и крахмал. После того как форма высыхает, ее обтачивают и штукатурят. Бывают также маски из керамики, металла и кожи.

 

 

Кстати, несмотря на обилие образов, представленных на выставке, классических видов масок не так уж и много. Одна из самых популярных – Бауто – белая атласная с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз. Она появилась в Венеции на рубеже XVII–XVIII веков. Могла скрывать представителей любого пола и сословия, считалась идеальной для высокопоставленных особ. Ее нижняя часть имела такую форму, что человек мог есть и пить, не открывая лицо. Кроме того, из-за своей конфигурации она меняла голос. Одна из разновидностей этой маски называется Бауто Казанова, в честь предпочитавшего ее героя. Маска Дамы изображает знатную венецианку. У нее есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия.

– Еще один узнаваемый персонаж – Чумной доктор, – рассказала Кристина Шерхунаева. – Маска с длинным носом изначально не была связана с карнавалом. Ее носили врачи во время эпидемии. Они заполняли ее длинный нос травами и маслами, которые якобы предохраняли от болезни. Потом маска стала частью карнавала и была символом победы над смертью.

 

 

Маска Вольто, повторяющая анатомию лица, также принадлежит к классическим. Ее носили рядовые горожане. Она крепилась к голове лентами либо удерживалась у лица с помощью ручки. А вот носить маску Моретты – молчаливой служанки – было не так удобно. Черный овал имел внутри штырь, который нужно было зажимать зубами. Считается, что такие маски были предназначены для девушек в услужении, которые таким образом не могли сболтнуть лишнее.

Маска Коломбины, напротив, открывала нижнюю часть лица и была богато украшена камнями и перьями. Была частью образа актрисы из комедии дель арте – еще одной группы классических масок венецианского карнавала. Согласно легенде, девушка, исполнявшая ее роль, была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо полностью, и специально для нее изготовили полумаску.

 

 

В экспозиции представлены образы и других героев комедии дель арте: Арлекино, Пьеро, Бригеллы. Увидеть, как они выглядели, и узнать их историю можно на выставке, которая будет работать до 16 января.