Сентиментальный сон

«Дядюшкин сон» Федора Достоевского поставил в Иркутском театре кукол «Аистенок» режиссер из Белоруссии Игорь Казаков. Мировую премьеру повести приурочили к 200-летию со дня рождения писателя. Спектакль получился трогательным и смешным одновременно. А главное очень органичным, ведь изначально Федор Достоевский задумывал это произведение именно для театра. Режиссер определил жанр спектакля как «сентиментальная комедия».

 

Проблема маленького города

– Повесть «Дядюшкин сон» – острохарактерная вещь, где есть возможность выразиться актерам, практически водевиль с его искрометностью, быстрой сменой настроений и характеров, – рассказал Игорь Казаков. – К тому же материал очень совпадает с моим сегодняшним мироощущением, наверное, с возрастом я становлюсь сентиментальным.

«Дядюшкин сон» – второй спектакль режиссера на иркутской сцене. В 2019 году он ставил в «Аистенке» новогоднюю сказку – мюзикл «Вечно эта 345-ая!», который очень полюбился иркутским зрителям. Однако в репертуаре Игоря Казакова немало кукольных постановок по классическим произведениям. Среди них «На дне» Максима Горького, «Мещанская свадьба» Бертольда Брехта, «Пиковая дама» Александра Пушкина.

– Спектакль поднимает сразу несколько проблем, – пояснил Игорь Казаков. – Во-первых, это тема маленького города. Она очень остро стоит во все времена, в том числе и в России. В-вторых, проблема мещанства, которая, к сожалению, по-прежнему актуальна. Я имею в виду узколобие человека, наши мелкие потуги, неспособность мыслить обобщениями и видеть истинные вещи, а стремление соответствовать каким-то лекалам, социальным клише, эта проблема не миновала и нас. Классика – это срез всех времен. А человек по сути своей за последние 200 лет не сильно изменился.

 

Карикатурная физиономия

Вместе с Игорем Казаковым над спектаклем работала белорусская художница Ольга Дворовая, которая, создавая сценографию, вдохновилась старинной виньеткой. На заднике сцены – овал, в котором возникают герои. На полу, как в зеркальном отображении, еще одна круглая сцена, где происходит основное действо. Все декорации и костюмы выдержаны в черно-бело-серых тонах, что усиливает ассоциации с черно-белой фотографией. Настроение в постановке создается с помощью света.

Интересно, что лица кукол в спектакле сделаны не из традиционного папье-маше, а из силикона, что создает более натуральный и в то же время очень гротескный образ персонажей.

– Нам нужно было показать таких кукол, которые могли бы выдерживать текст Достоевского, – пояснил Игорь Казаков. – Практически для каждого персонажа мы выработали свою систему, но есть объединяющие моменты, ведь все куклы – это образ города Мордасова, и у них карикатурная физиономия. Кроме того, они должны разговаривать, поэтому мы сделали такие лица, которые позволяют при открытом существовании актера-кукловода быть достаточно выразительными. В спектакле много разновидностей: куклы в разных масштабах, разных техниках, от ростовых до сицилийских марионеток. Что касается основных действующих лиц – это шаржированные персонажи, мещане, испорченные средой маленького городишки, погрязшего в интригах и сплетнях.

 

 

Например, кукла Мозглякова, которой управляет артист Роман Бучек, это сицилийская марионетка, а сам герой – этакий паяц и пройдоха. Образ главной интриганки Мордасова – Москалевой с куклой той же системы создала на сцене артистка Анастасия Усольцева. Среди всех персонажей резко выделяется образ Зинаиды (артистка Дарья Юртаева) – ее кукла в человеческий рост не выглядит такой карикатурной, как остальные.

– Мы создали ее как что-то неземное, это практически сильф, человек романтической натуры, она немного отравлена Мордасовым, но не испорчена, поэтому она совсем другой природы, в другом масштабе, выше всех, – пояснил Игорь Казаков. – Она как облако, как занавеска на ветру, какая-то особая. К тому же Зина – единственная кукла, у которой всегда закрыт рот, а свои эмоции и переживания она передает руками, у нее они очень живые.

 

Путь к зрителю через смех

Единственный персонаж у которого нет своей куклы, – это князь К., роль которого сыграл народный артист России Владимир Яковлев. С присущим ему драматическим талантом он создал на сцене образ одновременно трогательный и комичный. Его герой очень пожилой человек, который всеми силами и средствами молодится – клеит парик и бакенбарды, пудрит лицо. Из-за этого за его спиной над ним все смеются. Но князь богат, поэтому Москалева и решает устроить его свадьбу со своей дочерью Зинаидой, чтобы вырваться из Мордасова. Девушка сначала отказывается, но мать убеждает ее в том, что этот поступок будет некой жертвой во имя князя и умирающего от чахотки возлюбленного Зинаиды. Но Мозгляков, который тоже набивается в женихи к девушке, прознав о хитроумном плане Москалевой, убеждает князя, что его предложение было всего лишь сном.

 

 

– У главного героя есть четкая акварельная изобразительная графика – и все это делает его своего рода шаржем, – пояснил Игорь Казаков. – Держать форму карикатурного персонажа непросто: здесь есть движение, и ритм практически водевильный. Все это мастерски проделывает на сцене Владимир Яковлев.

Сочетание разных планов – кукольного и чисто актерского, когда персонажи как бы срывают маски, придает спектаклю дополнительную глубину. Благодаря этому история кажется очень современной, хотя герои на сцене в исторических костюмах, но говорят-то они о том, что понятно и сегодняшним зрителям.

– «Дядюшкин сон» – это метафора хрупкости, скоротечности жизни, которая проносится очень быстро, оставляя в итоге только самое ценное и значительное в жизни каждого – любовь. Тема уходящей жизни, старости сама по себе очень сентиментальна и трогательна. Я смотрю на нее через некую оптику. Сам сюжет довольно комичен, налицо все признаки сатиры, мы ведь всегда смеемся над собой, над своими пороками, над своим мещанством, поэтому это такой психологический прием – найти путь к зрителю через смех. Мы постоянно балансируем на стыке смешного и трагического.

 

Кстати:

Средства на создание спектакля «Дядюшкин сон» поступили в рамках федерального проекта «Культура малой Родины». Всего театру на постановочную деятельность выделили 4 млн рублей. Более 3 млн из них – средства федерального бюджета, 840 тысяч рублей – из областного бюджета. На эти деньги в «Аистенке» уже поставлены спектакли «Слоненок пошел учиться», «Аладдин», «Метаморфозы города И». Спектакль «Дядюшкин сон» стал завершающим проектом этого года.

 

Фото Анна КОЖАНОВСКОЙ